Как прошли первые единственные московские торги Sotheby’s
Выставка в «Гараже» рассказывает о знаковом событии 30-летней давности
Ольга Кабанова
Выставка «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988», открытая в музее «Гараж», посвящена событию, ставшему легендарным и знаковым. Как и многое происходившее тогда, оно казалось невероятным и внушающим надежды. Как и многие другие события, смелых надежд оно, возможно, и не оправдало, но стало символом наступившего «времени перемен».
Первые и единственные московские торги аукционного дома Sotheby’s наглядно продемонстрировали, что произведения искусства – товар, имеющий цену, что художники, в родной стране официально почти не выставлявшиеся, могут быть коммерчески востребованы и что советское искусство готово стать частью мирового художественного процесса.
Действительно, на несколько лет андеграундное советское и постсоветское современное искусство стало популярным на Западе, художникам там охотно устраивали выставки, но увлечение перестройкой и гласностью скоро прошло, и далеко не у всех участников легендарного аукциона сложилась успешная международная карьера. То ли они не сумели, то ли не захотели воспользоваться счастливой возможностью, но факт – большинство эмигрировавших остались как художники востребованными только на родине. А такой арт-корифей, как Илья Кабаков, чьи четыре работы были проданы на московских торгах Sotheby’s за 66 000 фунтов стерлингов, тогда казавшихся фантастически большой суммой, а сегодня – смехотворно маленькой, наверняка стал бы всемирно знаменитым и востребованным и без участия в аукционе.
Но небольшая выставка в «Гараже» сделана в жанре воспоминаний и никаких анализов и выводов не содержит. Только показывает документы, дающие представление, что же все-таки произошло 7 июля 1988 г. в зале Совинцентра, где Симон де Пюри, инициатор аукциона и его аукционист, с молотка продал 113 (из 120 выставленных) произведений советских художников.
Кроме документов на выставке демонстрируется несколько работ, тогда продававшихся. Это прежде всего «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина – самая дорогостоящая покупка здравствующего художника: 242 000 фунтов. И «Ответы экспериментальной группы» Ильи Кабакова. Этот расчерченный на 52 графы холст с текстами ответов неких персонажей на неизвестные вопросы был куплен по совету Питера Баткина, одного из организаторов аукциона, Альфредом Таубманом. Председатель правления Sotheby’s отдал за него 20 000 фунтов (в 2 раза больше эстимейта) и тут же передал в дар Министерству культуры СССР для будущего музея современного искусства. Сейчас «Ответы экспериментальной группы» – самое значительное произведение Кабакова, хранящееся в Третьяковской галерее. Чтобы не обремененные воспоминаниями посетители «Гаража» (а этот музей ориентируется на молодежь) не скучали, для выставки создан VR-фильм об аукционе с элементами игры.
Стоит напомнить, что среди лотов были работы не только художников первого и второго авангарда, но и знатных членов Союза художников СССР. Успешно на аукционе выступил Илья Глазунов, его четыре картины были оценены от 15 000 до 30 000 фунтов и проданы в рамках эстимейта. Как и большинство вещей. Причем работы художников андеграунда среднего и младшего поколений стоили, за некоторыми исключениями, несколько тысяч фунтов. Для тех, кого до этого не выставляли и не покупали, – счастье.
Советских покупателей на аукционе не было, им путь на торги за валюту был заказан. Иностранных же долго и продуманно готовили: предаукционная выставка сделала гастрольную поездку в несколько стран, для желающих вступить в новый, экзотический, рынок были организованы турпоездки. Среди приехавших на торги был даже Дэвид Боуи, прислал своего агента и Элтон Джон. Многие поехали без намерения покупать, а просто интересно было, но все равно купили, аукционная атмосфера заразительна.
Надо сказать, что авторы и владельцы работ не сразу получили свои вознаграждения, им полагалось 60% от суммы продажи, 30% забирало Минкультуры, 10% – аукционный дом. Но, как рассказал Симон де Пюри в интервью к выставке, деньги долго не отдавали и, только когда министр культуры Великобритании лорд Гаури поставил этот вопрос в повестку дня встречи Михаила Горбачева и Маргарет Тэтчер, выплаты были сделаны. Это случилось за день до отлета председателя Верховного совета СССР в Лондон. Какие еще нужны комментарии и виртуальные развлечения? Факты – лучший экспонат, на них и надо делать ставку.
https://m.vedomosti.ru/newspaper/art...0-pervii-vihod