До 22 апреля 2016 года в Литературном музее на Трубниковском переулке будет длится выставка «Литературные фантазии Анатолия Зверева». О формате и куратора мы писали здесь:
http://artinvestment.ru/news/exhibit...xhibition.html Понятно, что речь идет о книжной иллюстрации, портретах писателей и изображений литературных персонажей, выполненных самым известным и самым народным из наших шестидесятников.
Выставок Зверева в последние годы проходит так много, что некоторые относятся к ним уже с опаской. Кажется, что все уже смотрено-пересмотрено, многие вещи видел уже десять раз, чем еще можно удивить? А вот, оказывается, можно!
Например, многие ли знают, что у антиквара Ивана Павловича Кардашиди есть огромная коллекция иллюстраций Зверева к произведениям Гоголя? 1956 год – законченные вдохновенные рисунки. Еще никакой «скорописи», рисунки по меркам Зверева многодельные, ни за минуту, ни за 10 минут такие не нарисовать. Интересный вопрос – зачем? Эти циклы рисунков к Гоголю – не заказ издательства. Это угадывается даже по материалам. Они нарисованы зачастую на чем попало, на оборотах программок, каких-то афиш (оборотов не видно, но шрифт проступает). Явно вещи для себя, в стол, при этом тщательные, с подписями-цитатами из иллюстрируемых произведений. Что происходило со Зверевым в 1956 году? Сложно сказать точно. У куратора есть мнение, что это способ доказать что-то себе после отчисления из училища. Может быть. Хотя по времени сходится плохо. Учеба – давно позади, более пяти лет прошло. А важные выставки, которые принесли ему известность – еще только впереди. Это короткое межвременье. Силы набраны, потенциал огромный, требуется его выплеснуть, реализовать. Возможно, это был как раз важный год внутренней сосредоточенности, а этот редкий «литературный» материал - это одновременно и подтверждение и загадка.
Итого: из самых ярких впечатлений – гоголевские иллюстрации из собрания Ивана Кардашиди (1956), иллюстрации к «Мцыри» из собрания Орловой (1983) и портрет зверевского любимого поэта Лермонтова из собрания Сергея Александрова (потрясающий, много раз виденный, но снова как нельзя в масть).