Показать сообщение отдельно
Старый 02.03.2016, 13:28 Язык оригинала: Русский       #20
Местный
 
Регистрация: 17.02.2016
Адрес: Москва
Сообщений: 219
Спасибо: 104
Поблагодарили 238 раз(а) в 115 сообщениях
Репутация: 476
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Маруся Посмотреть сообщение
Art Consulting, так это по Вашему поводу так сокрушался г-н Чвала:
Цитата:
Сообщение от Art Consulting Посмотреть сообщение
Маруся,
Не думаю, что Чвала имел ввиду нас,
Можно усматривать и явный международный заговор)))


Страсти по Грабарю как картинуподделку продали за $1 млн


Полная версия материала - неожиданные комментарии

В мире коллекционеров нервозная обстановка – всплыла фальшивка, признанная экспертизой шедевром кисти Грабаря и проданная за миллион долларов, где-то «гуляют» еще шесть крупных подделок под того же автора и вдобавок эксперты полагают, что из-за кризиса арт-рынок скоро захлестнет волна всевозможных фейков из России – как уже было в 90-х.

Резонансное питерское дело эксперта экстра-класса Баснер, «сосватавшей» коллекционеру Васильеву фейковую картину за 250 тысяч долларов и попавшей из-за этого под суд, пустяк в сравнении с московской аферой. Коллизия, впрочем, похожа, вот только картина вчетверо дороже, а эксперт еще солиднее - Ирина Геращенко, подписавшая положительное заключение.

ИСТОРИЯ ПОКУПКИ

Леонид Петров, красивый человек с тихой речью и тонкими пальцами пьет третий подряд капуччино и грустно разглядывает заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. Третьякова (НИНЭ) с подписью Ирины Геращенко, из которого следует, что он владелец «Зимнего пейзажа», написанного знаменитым художником Игорем Грабарем в 1931 году. Эту картину господин Петров купил два года назад. Она довольно большая – 1,28 м на 86 см и очень дорогая – 1 миллион долларов.

- Я взял его, хотя он стоил дороже, чем обычно стоит Грабарь. Но через два месяца совсем маленький натюрмортик Грабаря «Груши на красном» продался аж за $1, 2 млн., потом хорошо продался еще один его пейзаж. Поэтому я был очень доволен, что удачно вложил деньги - Грабарь пошел вверх.

«Зимний пейзаж» Леониду предложил купить знакомый галерист, рассказав историю о том, что человек, принесший ему картину, знаком с потомками Грабаря, решившими продать семейную картину из-за материальных обстоятельств. Провенанс картины несколько портил тот факт, что она нигде не выставлялась, но зато к полотну прилагалась очень серьезная экспертиза.

- НИНЭ – уважаемая организация, а Геращенко – крупнейший эксперт по Грабарю. Равных ей по опыту нет. Вот я и поверил! – сокрушается Леонид.

Читать дальше... 
Список указанных в документе технологических исследований убедителен: МБС (микроскоп), ультрафиолет, инфракрасные лучи, макросъемка, анализ фактуры, рентген, - все это перечислено, как сделанное.

- Думаю, никаких анализов на самом деле не делали, и вместо качественной экспертизы мне тут написали биографическую справку, видимо, считая меня за дурака - мол, покупает фальшивку, так мы ему хоть объясним, кто такой Грабарь. А если бы не я, а если бы музей покупал? И кто знает, сколько подделок попадает в музеи! – на месте Леонида возмутился бы любой.

Но до музеев и галерей «Зимний пейзаж», слава богу, не дошел. Скоро выяснилось, что он не имеет отношения к Грабарю.

ИСТОРИЯ ПРОДАЖИ

- Недавно один знакомый, большой знаток живописи, заинтересовался моим Грабарем. Спросил, буду ли продавать. Я подумал, почему бы и нет. Он ходил, присматривался, а потом сказал: "Что-то не верю я, что этой картине 80 лет. Краска свежая". Я ему экспертизу – ну вот же документ. А он свое: сомневаюсь что-то, давай еще раз на экспертизу отнесем.

Государственный институт реставрации, куда Петров с потенциальным покупателем отнесли произведение, выдал вердикт: химический анализ красителей показал, что некоторые из них изобретены не ранее 1972-73 года и никак не могли быть использованы в 1931-м, который значится на холсте рядом с лже-автографом Игоря Грабаря.

Немедленный визит господина Петрова к галеристу, продавшему ему полотно, не дал никакого результата. Продавца пейзажа они, разумеется, не нашли. По слухам, тот уехал в Грузию. Тогда было решено еще раз проверить картину. Третья экспертиза снова подтвердила: картина написана в 70-х годах неизвестным художником.

- Думаю, эта картина целенаправленно сделана под Грабаря, уж слишком скопирована манера. Наверняка эти деревья, иней и снег писал кто-то из русских. Думаю, такие подделки случаются часто – слишком большие деньги здесь крутятся. Меня возмущает – а зачем тогда нужны эксперты и почему они не отвечают за свои выводы? – теперь Леонид считает, что Геращенко поставила подпись, потому что ее уверили, что все экспертизы проведены и с картиной все в порядке.

ЭПИЛОГ

Оставляя за скобками кажущийся абсурд ценообразования (сходу трудно понять, почему коллекционеры платят бешеные деньги за родословную картины, а не за саму живопись), скажем, что подобные истории всплывают крайне редко. По традиции, все решается тихо. Неудачливый покупатель возвращает подделку продавцу, тот беспрекословно отдает деньги - и все, никаких пятен на репутации.

- Поймите, у коллекционеров все построено на доверительных отношениях. Никто не хочет светиться, - объясняет Леонид, допивая свой капуччино.

Да, чаще всего обман замалчивается. Но только не в этот раз. Тот миллион долларов, который платил коллекционер Леонид Петров за фейковый «Зимний пейзаж» Игоря Грабаря, сейчас, из-за свистопляски курса, в рублевом эквиваленте стоит в 2,5 раза дороже. Галерист, продавший Петрову картину, в затруднении, он смог отдать только половину стоимости – 560 тыс. долларов, остальные обещал вернуть позже. Леонид верит и ждет.

А пока он ждет, мы узнаем, как объясняют эту историю остальные ее участники. По словам одного из владельцев ЗАО НИНЭ им. Третьякова, все это похоже на заговор! А Ирина Геращенко полагает, что «Зимний пейзаж» - это одна из целой партии фальшивок под «Грабаря».

Александр Чвала, владелец НИНЭ

- Странная история! Картину для экспертизы нам сдавала женщина, потом ее купил дилер и перепродал дальше за очень солидную сумму. Скорее всего, вся цепочка продавцов уже знала, с каким, так сказать, Грабарем они имеют дело. Но той даме, которая принесла нам картину, насколько мне известно, претензий никто не предъявлял. Мне кажется, что теперь за этой историей стоит игра, цель которой - подорвать нашу репутацию. У нас есть конкуренты, занимающиеся продажей картин, и мы уже устали от разных провокаций. Нам подсылают сомнительных субъектов - я удивляюсь, что я еще живой хожу. И если вы, например, будете расследовать подобные истории, вас же просто пристрелят! Думаю, картину купил совершенно другой человек, а Леонид – подставное лицо. Когда нам ее принесли, я был в командировке во Франкфурте, мой коллега, Александр Попов – в отпуске в Париже, а начальник отдела экспертизы - в декрете, так что экспертизу делала одна Геращенко. К сожалению, экспертиза была выпущена без проверки коллег. В этом наша ошибка. И теперь нас хотят скомпрометировать и уничтожить. Некоторым игрокам арт-рынка не нравится, что мы не открываем информацию о сдаваемых нам картинах, лишая их возможности нажиться, покупая из первых рук. К тому же Министерство культуры заключило с нами контракт на курирование ввоза в Россию культурных ценностей, и кому-то кажется, что это такой клондайк возможностей «заработать», что нас стараются устранить с дороги и прибрать все к рукам. Тогда как мы, я лично, - патриоты и рассматриваем свою работу не с денежной точки зрения.

Александр Попов, директор НИНЭ

- Мы только принимаем вещи, храним их, вызываем нужного эксперта и предоставляем ему оборудование для работы. У нас в штате есть химик, но он работает исключительно по заказу клиента или эксперта, который может включить в техзадание химанализ, если считает его необходимым. Он стоит от 12 до 24 тысяч рублей, но владельцы часто хотят сэкономить, но еще чаще "экономят" арт-дилеры. Им надо продать картину, и беспристрастные результаты «химии» могут им в этом помешать.

Ирина Геращенко смотрела и макросъемку, и ультрафиолет, и рентгеновский снимок. Но химию она нам не заказывала. Она ошиблась – это плохо. Но альтернативы ей все равно нет - Ирина Владимировна 30 лет занимается Грабарем, она лучший специалист.

- Вы выдаете экспертное заключение, получаете от заказчика тысячу или две долларов, а какие вы даете ему гарантии?

- Экспертное заключение – это лишь совет, помогающий клиенту оценить риски. К сожалению, страховые компании не хотят страховать ответственность экспертных организаций, потому что она никак не регламентирована законом. Поэтому юридически все завязано на отношениях продавца и покупателя. Конечно, для нас это репутационная потеря.

Ирина Геращенко, эксперт

- Это была моя ошибка, я ее признаю и очень переживаю. Но я, как приглашенный эксперт, не знала, что в НИНЭ химический анализ проводится по заказу. Хорошо помню ту картину – до нее Грабаря долго не было (то есть никто не продавал и не отдавал на экспертизу – прим. ред), а тут он вдруг валом повалил. В НИНЭ принесли не меньше шести монументальных работ – такие Грабарь писал в ранний период. Я видела эти картины, но экспертизы на них не делала, их куда-то отдали сразу. Я засомневалась в их подлинности тогда, когда выяснилось, что «Зимний пейзаж» фальшивка, думаю, что кто-то изготовил целую партию «Грабаря».

Нет в мире искусствоведа, кого бы не надурили ни разу. Но то, что я ошиблась несознательно – это точно, и к взяткам я не имею отношения. Я получила в НИНЭ свои стандартные пять тысяч рублей. Мы все понимаем, что надо делать комплексную экспертизу, куда должна быть включена и химия, и масса новейших технологий. Ведь сейчас, в кризисной экономической ситуации, на арт-рынке снова могут пойти потоком фальшивки, как когда-то в 90-х. А под удар, как обычно, попадут эксперты-искусствоведы – нас всегда во всем винят. Но мы не торгуем картинами! Зато те, кто торгует, антиквары, - они все прямо святые, ну сил нет! И никогда не могут «вспомнить», откуда им принесли вещь.

МНЕНИЕ КОЛЛЕГ

Емельян Захаров, основатель галереи «Триумф»


- На документе стоит гриф и печать НИНЭ - значит, они и отвечают по закону. Что значит, химический анализ по желанию? Уважающий себя эксперт проведет его обязательно. Я не сторонник теории заговора, но думаю, что тот, кто принес картину в НИНЭ, знал, что это подделка, и поэтому заказал экспертизу без химии. Ирина Геращенко очень порядочный человек и ни в каких махинациях участвовать не могла - она оказалась жертвой негодяя. Думаю, НИНЭ следует изменить порядок проведения экспертизы, и внести в свой административный протокол обязательную «химию», а также указывать методику, применяемую технику и имя исполнителя.

Владимир Рощин, директор ООО «Реестр культурных ценностей»

- Геращенко – эксперт с многолетним стажем и чуть ли не единственный крупный специалист по Грабарю, но и она ошибается не первый раз. Я уже не раз говорил, нет такого эксперта, который бы не ошибался. Только одни эксперты ошибаются непреднамеренно, а другие за деньги.

- Как, по-вашему, должны ли нести ответственность экспертные организации?

- Конечно должны. Причем материальную. Тогда не будет умышленных ошибок, подлогов, подмен, сговоров экспертов с дилерами и всего того, что происходит сегодня на арт-рынке. Кроме того, необходимо проработать механизм страхования экспертизы и ответственности эксперта. Это даст гарантию возврата денег.

ЧЕМ КОНЧИТСЯ ДЕЛО ГРАБАРЯ

Такие крупные и скандальные тайны из мира коллекционеров и дилеров действительно крайне редко выплывают наружу. Но если уж выплыли… Жди разбирательств, обнародования нелицеприятных подробностей и раскрытия потаенных деталей огромного механизма под названием «арт-бизнес».


Анна Балуева
Автор Finparty

http://stolenart.ru/news/33/19/stras...odali-za-1-mln




Последний раз редактировалось ADV; 02.03.2016 в 13:40.
ADV вне форума   Ответить с цитированием