Путин-Медведев - да. Но стоит ли отрицать, что тренд по рынку русского искусства довольно четко прослеживается с 2009 года - задолго до всех острых политических событий?
Вот, что мы регулярно отмечали по русским торгам:
Цитата:
Итак, общий вывод по каталогам «русской недели» в Лондоне: крепкие вещи есть, но шедевром ни одной не назвать.
Винить тут некого. Уверен, что в сложившейся непростой ситуации ведущие мировые аукционы и без того прилагают все силы, чтобы предложить максимально возможное качество. Просто борьба идет неравная: против интересных каталогов играют непобедимые законы рынка. То ограниченное количество переправленных за рубеж шедевров, которые владельцы не прочь были продать, уже благополучно раскуплено и осело в новых собраниях на долгие годы. Вещи же, которые хозяева и раньше не стремились продавать, при такой конъюнктуре тоже вряд ли покинут насиженные коллекции. Теоретически можно было бы компенсировать дефицит, более активно включая в каталоги послевоенное и современное искусство, но этот процесс движется туго: люди с деньгами современному искусству пока не доверяют.
Есть по меньшей мере еще одно объяснение измельчания русских каталогов. В последние годы заметно обострились последствия структурных изменений всего русского рынка за границей. Работы тех русских художников, которые ценятся во всем мире и способны стоить несколько миллионов (например, художников русского авангарда и концептуалистов), теперь предлагаются аукционами в рамках более престижных торгов —тех же «Импрессионистов и модернистов». В частности, хорошую Гончарову или исключительного Кабакова англичане вряд ли станут продавать на «русских торгах», зачем? Их можно предложить в компании избранных. Поэтому постепенно и Russian Art, и Important Russian Paintings превращаются в частный приют загадочной русской души, в этакое закрытое мероприятие «только для своих», где непривычное русское искусство покупают лишь сами русские. Причем, за большие по меркам мирового рынка деньги.
Обмеление каталогов иностранных «русских торгов» не единственный вызов, с которым мы однажды столкнемся. Новое поколение коллекционеров через какое-то время может поставить и другие вопросы, которые сегодня кажутся дикими и вслух не произносятся. Например, насколько первоклассным с точки зрения мировой истории искусства является первоклассный Шишкин или первоклассный Айвазовский? И вообще, почему картины художников, которых, кроме русских, в мире мало кто знает, должны стоить миллионы? Впрочем, это уже отдельная история.
|
http://artinvestment.ru/invest/analy...9_prognoz.html - это старый прогноз, не про этот раз.
Если коротко, то в перспективе - дальнейшее снижение спроса и цен на среднюю русскую классику, айвазовский по новым ценам, переключение новых покупателей на мировые русские имена (от Комара с Меламидом до Шагала и Кабакова с Пепперштейном), молодежь (поколение Z) уйдет в коллекционирование заряженного современного искусства по относительно доступным ценам. И не факт, что русского. По сопоставимым ценам они смогут покупать и западное. Плюс сохранится интерес к шестидесятникам-восьмидесятникам по доступным ценам (это я по сторонам смотрю). Надеяться, что по мере выправления экономики спрос вернется на прежние уровни а ля 2007-2008 - бессмысленно. Искусство будут покупать, но скорее всего немного другое и по другим ценам.