|
Гуру
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,263 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29883
|
В декабре в благодарность за политику нейтралитета, которую проводил генерал Франко, Петен подарил ему несколько шедевров из французских собраний, но администрации национальных музеев удалось превратить этот дар в обмен с испанскими музеями. Через 10 дней власти Виши попросили немецкие власти разрешить сотрудникам французской таможни, ответственным за управление конфискованным имуществом, приступить к осуществлению этой миссии. Так через 6 месяцев после капитуляции власти Виши приступили к хищению имущества лиц еврейского происхождения — они опережали чаяния нацистов.
Читать дальше...
В конце декабря 1940-го года Гитлер разрешил вывезти из Франции конфискованные произведения искусства. Вскоре были экспроприированы многочисленные коллекции, в частности семейные коллекции Ротшильдов, собрания Жака Стерна, Альфреда Линдона и Альфонса Кана.
В феврале 1941 года адмирал Дарлан был назначен преемником Петена. Через несколько дней произведения искусства из конфискованных еврейских коллекций, предназначенные для Гитлера и Геринга, были вывезены в Германию. Между апрелем 1941-го и июлем 1944-го 4 174 ящика с более 20 000 предметов покинули территорию Франции. В течение этого периода Розе Валлан удалось сделать опись большой части произведений, хранившихся в музее Жё дё Помм, но никто не осмелился воспрепятствовать их вывозу.
В марте власти Виши создали Генеральный комиссариат по еврейским вопросам и попытались присвоить произведения, конфискованные у французов еврейского происхождения, но безрезультатно. Зато этот комиссариат успешно выполнял приказы нацистов, устроив настоящую охоту на евреев, живущих во Франции.
10-го апреля был опубликован декрет о создании Высшего комитета при таможенном управлении по конфискации и ликвидации. В его обязанности входило не допустить вывоза из Франции конфискованных предметов искусства. Дирекция национальных музеев в свою очередь обратилась к генеральному администратору оккупированных территорий с письмом, в котором объяснялась неправомочность конфискации еврейских коллекций, переданных на хранение в музеи. Эта акция, однако, действия не возымела, так как на следующий же день немецкие власти, располагающие информацией, полученной от доносчиков, конфисковали собрание Давида-Вайля, хранившееся в замке Сурш.
Директор замка господин Жожар проявил смелость и порядочность, написав письмо генеральному секретарю по изобразительному искусству, в котором он упрекал его в преступном молчании.
26-го июня 1941 года директор государственных музеев направил в немецкую администрацию письмо протеста против конфискации коллекции Давида-Вайля. В этом письме упоминалась Гаагская конвенция, в которой гарантировалась неприкосновенность личного имущества. Власти Виши начинали отдавать себе отчет в грандиозности хищений и пытались ограничить поле деятельности нацистов.
7-го июля еврейские коллекции, в частности собрания Якобсона, Левена, Рожэ Леви и Райхенбаха, переданные ими на хранение в национальные музеи, были вывезены из замка Шамфор. Нацисты воспользовались помощью французских коллаборационистов, многие из которых, в прошлом уголовные преступники, пользовались защитой гестапо.
Тогда же состоялся первый официальный обмен с участием конфискованных картин: 22 картины импрессионистов были вывезены из Жё дё Помм в Нойшванштайн, в коллекцию Геринга, а из галереи Фишера в Люцерне 6 картин старых мастеров были переданы французам. До конца 1943 года в Швейцарии было осуществлено не менее 28 операций по обмену конфискованных картин, причем власти Виши не имели при этом права голоса.
В августе были экспроприированы коллекции Лапферера, Эрланже, Рэмона Эсса, Симона Леви, Леонс Бернштайн, переданные их владельцами на временное хранение в национальные музеи.
3го ноября в документе, направленном помощником Розенберга Герхардтом Утикалом генералу Райнеке, начальнику отдела Генерального управления армии в Берлине, нацисты опубликовали свою позицию относительно конфискации еврейских собраний. Согласно этому документу, завоевав Францию, немцы освободили ее от влияния «международного еврейства». Перемирие с французским народом не распространялось на евреев — врагов Рейха.
Кроме того, поскольку бОльшая часть евреев переехала во Францию из Германии, присвоение нацистами принадлежащих им произведений искусства представляло собой частичное возмещение средств, которые Рейх потратил на борьбу за освобождение Европы от «еврейства».
В марте 1942 года Роза Валан составила отчет со списком произведений современного искусства, хранившихся в это время в Жё дё Помм, с указанием коллекций, из которых они происходили. Впоследствии этот отчет оказался незаменим для поиска украденных во время войны произведений искусства.
В апреле нацисты впервые используют дипломатический багаж для ввоза в Швейцарию конфискованных картин с целью обмена. Среди них было 25 картин импрессионистов (22 из которых происходили из собрания Поля Розенберга).
7-го апреля начальники районных оккупационных административных отделений получили циркуляр, в котором им приказывалось отвечать на все вопросы относительно экспроприаций исключительно в устной форме. Официальное объяснение: конфискация имущества — это «наказание за коварство евреев».
В мае 1942 года были созданы две службы, подчинявшиеся Розенбергу, для систематического хищения имущества лиц еврейского происхождения: M-aktion, централизовавшая все операции и подчинявшаяся непосредственно Берлину, и Dienststelle Westen, специализировавшаяся по художественным ценностям.
В отчете фон Бера о результатах деятельности M-aktion, которой он управлял до конца июля 1944-го, указывается, что было полностью опустошено 69 619 квартир (39 000 в Париже), в которых проживали лица еврейского происхождения.
С мая 1942-го нацисты стали эвакуировать коллекции музеев регионов Севера, Нормандии и Бретани. Они также приступили к систематической описи конфискованных произведений искусства — после войны эти описи помогли союзникам найти тысячи предметов искусства.
Летом 1942-го немцы захватили полиптих братьев Ван Эйк «Мистический Агнец», переданный в мае 1940-го музеем Гента на хранение в Дирекцию национальных музеев Франции и перевезенный в музей города По. Работники Дирекции обратились к правительству Виши с призывом присоединиться к бельгийским властям и потребовать возвращения полиптиха Ван Эйков.
В марте 1943-го правительство Виши эвакуировало коллекции музеев городов средиземноморского побережья и долины Роны.
6-го апреля коллекционер Анри Шлосс и его супруга были похищены в Марселе агентами генерального комиссариата по еврейским вопросам. Инициатором этого похищения был Лаваль, который надеялся узнать, где находится их собрание, состоявшее из 300 картин голландских мастеров XVII века. Геринг и Гитлер были очень заинтересованы в этом собрании, и Лаваль решил продать его нацистам.
Шлосс показаний не дал, но коллекцию нашли по доносам торговца искусством Жана-Франсуа Лёфрана и, по слухам, еще одного парижского галериста, который надеялся таким образом защититься от немцев. 21-го апреля Мартин Борман, получивший фотографии картин из коллекции, приказал передать все конфискованные предметы в собственность музея Линца. Коллекция Шлосса была перевезена в Париж и поделена: немцы получили 262 картины для линцского музея, Дирекция национальных музеев оставила себе 49 произведений. Наконец, доносчик Лёфран также получил свою долю.
27-го мая 1942 года Роза Валан сообщила об уничтожении 500 или 600 произведений современного искусства, среди которых были работы Массона, Миро, Пикабиа, Валадон, Клее, Эрнста, Леже, Пикассо, Кислинга, Ля Френэ, Марваля, Мане-Катца. Они были сожжены во внутреннем саду музея Жё дё Помм, и она была тому единственным свидетелем.
В июле в США была создана Американская комиссия по защите художественных и исторических памятников, сотрудники которой помогали разыскать похищенные произведения искусства.
19-го июля немцы созвали в Лувре комиссию для решения судьбы конфискованных произведений искусства. Картины, представлявшие экономический интерес (Курбе, импрессионисты, Боннар, Вюйар, Матисс, Брак, Дюфи, Мари Лорансен), были сохранены и перевезены в Жё дё Помм, другие произведения современного искусства, конфискованные у еврейских семей, принадлежащих к крупной буржуазии, были разорваны, а затем сожжены.
Вообще, немцев интересовали только работы старых мастеров, произведения «вырожденческого» искусства служили им для обмена, когда они их не уничтожали. В конце 1943-го произведения искусства, предназначенные для музея в Линце, были спрятаны в солевых шахтах в Альте (Австрия).
Весной 1944-го замок Растиньяк в Дордони был разграблен и сожжен нацистами. До сих пор неизвестна судьба картин из коллекции Бернхайма-Младшего, которые там хранились.
В этом же время в Лондоне была создана Комиссия по защите и реституции культурных ценностей. Она просуществовала до конца 1946 года.
В начале апреля, после принудительной продажи музею Линца в Германию были отправлены картины из голландской коллекции Маннхаймера, хранившиеся недалеко от Парижа.
6-го июня союзники высадились в Нормандии, что побудило нацистов ускорить отправку конфискованных произведений искусства в Германию, несмотря на попытки саботажа железнодорожных перевозок со стороны французского Сопротивления.
В июне и июле в Париже прошла новая волна экспроприаций: были конфискованы коллекции Вайля-Пикара, Ван Клифа, Эсдера и Тальмана.
На конференции ООН, состоявшейся в Бреттон-Вудс в июле, была принята международная резолюция, подтверждающая Лондонскую декларацию января 1941 года и рекомендующая нейтральным странам запретить эксплуатацию активов нацистов и, в частности, произведений искусства на своей территории.
19-го августа началось Парижское восстание против оккупантов. Гитлер отдал приказ разрушить город до основания, но генерал фон Холтитц не решился выполнить этот приказ.
25-го августа дивизия генерала Леклера вошла в Париж. Через два дня, получив сведения от Розы Валлан, армия Леклера задержала поезд № 40044, в котором находилась последняя партия произведений искусства, отправляемых в Германию. Офицером, ответственным за эту операцию, был Александр Розенберг, сын коллекционера Поля, — таким образом ему удалось вернуть часть собрания своего отца.
В сентябре 1944 года была создана Комиссия по розыску и возвращению произведений искусства под предводительством Альбера Анро, вице-президента Совета национальных музеев. В числе прочих в нее входили Жак Жожар, Роза Валлан и Ренэ Юиг. Комиссия заседала в музее Жё дё Помм и занималась вопросами возвращения законным владельцам украденных предметов. Заявления, поданные в комиссию, касались примерно 100 000 произведений искусства.
В декабре Роза Валлан показала место хранения документов, связанных с конфискациями предметов искусства. Она также установила местонахождение хранилищ за пределами Франции, куда нацисты вывезли награбленное. Множество произведений искусства были найдены в замках Баварии и в Мюнхене, в Чехословакии и в Австрии. Все эти хранилища не пострадали от бомбардировок союзников.
При наступлении советские войска не ограничивались тем, что отправляли в СССР произведения искусства, вывезенные немцами, они систематически вывозили все предметы, которые им попадались под руку.
|