Цитата:
Сообщение от Магнолия
Мне думается, что у "Я=ЙА", как и у "А", разная миссия в конце и в начале слова.
|
Для выяснения смысла "Я" в начале слов было бы интересно сопоставить "ямб", "Ямбург", "яма"....."ясно"...
Старинное название города Ямбург сводится к его краткому имени Ям, что подтверждает материал из Википедии:
Ям — почтовая станция в России в XIII—XVIII веках;
Ям — крепость на севере России, ныне город Кингисепп в Ленинградской области;
Ям — мазь применяемая при кожно-паразитарных заболеваниях в основном в ветеринарии.
Ям — посёлок городского типа в Узбекистане
Ям — сын Аполлона.
Ям — один из важнейших богов Ханаана и Угарита
Ям — прорицатель, сын Аполлона и Эвадны, получивший от отца дар предвещания, родоначальник фамилии прорицателей — Ямидов
Последние три значения нетрудно увязать с значением "ямб", происходящим из мифологической метафоры о суточном процессе сознания. Прислуга Метанейры, царицы Элевсина, обозначена именем Ямба.
из Википедии: "Ямба — в древнегреческой мифологии[1]дочь Пана и Эхо, родом из Фракии. Служанка в доме царя Элевсина Келея.
Согласно греческому мифу, старуха из Элевсина развеселила Деметру, тосковавшую по похищенной дочери Персефоне, непристойными шутками, и Деметра улыбнулась[2]. Отсюда и пошёл метр ямб, применявшийся в «несерьёзной» поэтике.
История с Ямбой похожа на историю Баубо (если они вообще не одно лицо). Однако Ямба персонифицирует слова, а Баубо — жесты."
Еще приведу тект из "Мифологической энциклопедии".
"Ямба, Иамба, в греческой мифологии дочь Пана и нимфы Эхо (Etym. Magn. v. lamb?), служанка в доме элевсинских царей Келея и Метаниры. «Многоумная» Ямба сумела развеселить своими остротами и не совсем пристойными шутками печальную Деметру, разыскивающую свою дочь, и с тех пор стала причастна к таинствам богини (Hymn. Hom. V 202-205). Ср. функцию Ямбы с ролью Баубо."
http://myfhology.info/heroes/ya/yamba.html

Что она держит ??? Веретено??? Фонемно с "верить" ???
Смысловая связь между Крепостью Ям и словом "яма" кроется в понятии крепость/тюрьма/яма. А переход к "ямбу" подсказан интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете "Коммерсантъ":
- Имеются ли у церквей общие святые и с чем это связано?
- К числу общих святых относится весь сонм угодников Божиих, прославленных церковью до Халкидонского собора 451 года (IV Вселенского для православных), после которого произошло трагическое разделение наших Церквей, имевшее далеко идущие последствия: оно прервало полноту общения в Евхаристии и Таинствах.
Одним из святых, наиболее почитаемых в Армении и включенных в святцы Русской Православной Церкви, является Григорий Просветитель. Благовествуя слово Божие, он претерпел от правившего в начале IV века царя Трдата жестокие преследования: более тринадцати лет томился святой Григорий в застенке, где его единственным собеседником был ангел, а сама тюрьма представляла собой яму, полную ядовитых насекомых. Правда Христова взяла верх, и Трдат обратился к вере, став первым армянским царем-христианином."

И. К. Айвазовский. «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель». 1892, Феодосийская картийная галерея.
На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма»