На фоне всех процессов в российской политике и экономике закономерно, что общая картина завершившейся в конце осени недели аукционных торгов русским искусством в Лондоне выглядит не слишком оптимистично. Аукцион Sotheby`s продал около тридцати процентов лотов и наторговал мало. Christie`s спас безусловный шедевр – выставленный на торги экспонат из музея в израильском городе Рамат-Ган: «Портрет Марии Цетлин» кисти Валентина Серова. Он ушёл за £ 9,3 млн. – самую высокую цену, когда-либо уплаченную на русских торгах. Все остальные лоты (кроме декоративно-прикладного искусства и портрета кисти Юрия Анненкова) и на этом аукционе продавались довольно вяло или не продавались вовсе.
И всё же повод для доли оптимизма имеется: это работа в контексте «русской недели» небольшого выставочного и аукционного проекта «Maxim Boxer». Он назван по имени его идеолога и создателя, москвича Максима Боксера, который известен своими просветительскими, культуртрегерскими программами в российской арт-жизни. Их он успешно совмещает с бизнес-проектами, ориентированными на подготовленных коллекционеров-интеллектуалов. Такой одновременно просветительский и бизнес-проект он и представил внутри «русской недели» в Лондоне. Это была недельная выставка «Метафизика в русском искусстве», которая завершилась аукционом. Аукцион вполне можно назвать успешным. Продано 68% лотов (около сорока работ). Художники – в основном классики неофициального искусства (Оскар Рабин, Игорь Шелковский, Игорь Макаревич, Владимир Яковлев, Борис Свешников, Николай Вечтомов, Илья Табенкин, Александр Панкин), а также известные мастера российского contemporary art (Гор Чахал, Сергей Шутов, Анна Жёлудь, Сергей Пахомов, Владислав Ефимов, Константин Батынков, Виталий Пушницкий, Ирина Затуловская, Георгий Литичевский). Отдельно была выставлена акварель Кузьмы Петрова-Водкина. Все мастера так или иначе реагируют в своём творчестве на историческую тему «метафизическое искусство», которая была сформулирована итальянскими художниками в 1910-е годы. Сюжет «метафизическое искусство в российском контексте» очень сложен и мало разработан в науке об искусстве. Так что выставка и аукцион вышли экспериментальными, как и предыдущий, устроенным Боксером в Лондоне летом – «Русский космизм в современном российском искусстве». В обоих случаях цены, в отличие от домов-монстров аукционной индустрии, были невысокими. А покупатели – чаще подготовленными.
О своих новых аукционных проектах, их менеджменте, культурной миссии, о том, как меняется образ коллекционера за последние годы, Максим Боксер
рассказал нам в Лондоне.