Большое спасибо всем, кто принимает участие в начатой мной дискуссии.
Считаю необходимым дополнить мое первоначальное сообщение некоторыми деталями, связанными с этой картиной. Возможно, они что-нибудь прояснят и позволят уважаемым коллегам высказать еще какие-либо соображения.
Картина – без рамы и подрамника; холст, масло, естественно. Размер холста - 53х61; размер изображения – 44х53. По периметру холста – следы от гвоздей, характерные «остаточные» натяжения и прямые складки в тех местах, где холст прилегал к ребрам подрамника. Красочный слой – плотный, с не менее чем дюжиной горизонтальных растрескиваний (кракелюрами в привычном смысле это не назвать), явственно выступающих на изломе. Картина имеет повреждения: в левом нижнем углу и частично по левому краю изображения краска осыпалась до грунта из-за перегиба(мне кажется, картина лежала в какой-либо стопе, и угол слегка выступал за периметр этой стопы). Вверху, по обеим сторонам головы изображенного персонажа (у лба и затылка), – два неровных сквозных отверстия размером примерно 2 и 3 мм., которые возникли, несомненно, из-за попыток стереть надпись на обороте холста. Надпись была выполнена чем-то синим (химическим карандашом?), не читается, можно с большим трудом разобрать лишь отдельные буквы (кириллические, печатного начертания) - «П. СТАМ…Л…», но за достоверность такого прочтения я не ручаюсь. Обратная сторона холста – «изабеллиного цвета», с темным поперечным следом в верхней части от удаления пресловутой надписи, несколькими темными пятнами и выделяющимся, как водяной знак на бумаге, контуром изображенной фигуры. По предварительным оценкам специалистов, с которыми я консультировался, картина без поновлений, могла быть написана в 20-40 гг., подпись - выполнена по сухому слою, но, как утверждают, не позднего происхождения.
В дополнение к текущему обсуждению поднимаю вопросы: в чем суть замысла художника (если это не Сомов) – писать вещь, действительно, столь непохожую на сомовскую, ставя при этом его подпись? Если бы это было желание написать подделку, то почему фальсификатор не проявил минимум изобретательности или, хотя бы, ремесленнической дотошности, чтобы по манере, композиции и т. п. приблизить свою работу к сомовской? И вообще – подделывали ли живопись Сомова при его жизни и в первое десятилетие после смерти?
P.S. Более четкие и крупные фото картины могу через несколько дней выслать заинтересованным консультантам на электронную почту.
|