Анатолий Каплан. Литографии.
Продам литографии (1968г.) Анатолия Каплана по мотивам романа Шолом-Алейхема "Стемпеню"
КАПЛАН АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ (1903–1980), родился в Рогачеве (Могилевская губерния) 28 декабря 1902 (10 января 1903) в семье мясника. Учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Петрограде-Ленинграде (1921–1927) у Г.С.Верейского и А.А.Рылова. Жил в Ленинграде, часто наезжая в родные места в бывшей черте оседлости, где изучал оставшиеся следы традиционного еврейского быта и культуры. В 1937–1940 работал в руководимой Верейским экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ (Ленинградского отделения Союза художников).
В своих композициях в духе «тихого искусства» (или своего рода лирического экспрессионизма) – преимущественно черно-белых и цветных литографиях – возобновил характерные мотивы предреволюционного «еврейского возрождения», стремившегося ввести древнюю символику иудаизма и темы местечковой «идиш-культуры» в русло современного искусства. Старые семейные фотографии, этнографические зарисовки, реминисценции сакрального декора надгробий составляют в образах Каплана романтически-живописный сплав. Среди его произведений – альбомы на темы Шолом-Алейхема (Касриловка, 1941; Заколдованный портной, 1957; Тевье-молочник, 1961; Стемпеню, 1968) и цикл Еврейские народные песни (1963). Исполнил также серию «Ленинград в дни блокады» (1944–1949) в характерной для него зыбкой, как бы «струящейся» манере. В поздние десятилетия все чаще выступал и как живописец-станковист, в графике усиливал линейное начало (цикл офортов Рогачев, 1970-е годы).
Работы находятся в собрании Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Музея Ватикана, МОМА, Еврейского Музея (Нью-Йорк), Дрезденской картинной галереи, музее Берлина и многих других.
|