В поисках декоративности Серюзье пошел даже дальше Гогена: в своих работах этого времени он как бы сплетает плотную сетку из горизонталей и вертикалей, чтобы устранить из них глубину.
Вернувшись в Париж, он продолжает посещать Академию. К группе Наби этой осенью примкнули Армин Сеген, Вюйар и Руссель. Каждую неделю он организует в мастерской Рансона собрания, на которых обсуждаются главным образом вопросы искусства. Серюзье объясняет желающим технику и эстетику живописи символизма. «Он стремился найти формулу искусства Гогена. Он систематизировал мысль Гогена, сделал ее доктриной» (Морис Дени). В этом круге все больше интересуются символизмом и оккультизмом.
После отъезда Гогена на Таити в 1891 г. художники, состлавлявшие группу Наби, стали развиваться каждый по-своему.
Серюзье возвращается в Бретань, но не в Понт-Авен, покинутый Гогеном, а в лесистую местность в глубине региона. он пишет полотна, на которых изображены эти леса, подавляющие маленькие человеческие фигурки. Повторяется тематика тяжелого труда жителей этой бедной местности.
Цветовая гамма тоже меняется: вместо открытых цветов он использует как основу серый, на фоне которого выделяется только один яркий цвет («Три или четыре хорошо подобранных цвета достаточны для того, чтобы картина была выразительной. Остальные цвета только ослабляют эффект»). Именно здесь он рахработал свой стиль.
|