Михаил Гробман в Москве. 4 выставки – 4 этажа искусства
В ММСИ в Ермолаевском 17 вчера открылась выставка Михаила Гробмана - художника-шестидесятника, писателя, философа и видного деятеля в послевоенном неофициальном искусстве. И еще удивительного визионера.
Без всяких интернетов и критиков, в условиях специфики Советского союза, на одном только чутье и личных коммуникациях он составил список художников Второго русского авангарда (известный как «список Гробмана») – суть перечень первых имен в послевоенном неофициальном искусстве. И оказался прав на 90%. Теперь об этом можно сказать уверенно, ведь 40 лет – более чем достаточная проверка временем. Вынужденно перехожу на сослагательное наклонение, но неизвестно, был ли бы без Гробмана раскрыт в полной мере феномен Владимира Яковлева? Сохранились бы ценные исторические сведения без архива, который он собрал?
Гробман – выдающийся свидетель и архивариус времени. Его дневники, оформленные в книгу «Левиафан» - это довольно беспощадный документ, который способен рассказать об укладах советского времени без ложного политеса и исторических наслоений в духе «как молоды мы были». Собственно, «Левиафан» я считаю одной из первых трех книг, с которых нужно начинать погружение в тему шестидесятников.
Художник долго готовился к эмиграции, и уехал в вожделенный Израиль при первой же возможности, в 1971 году. Не транзитом в Европу или в Америку, а основательно и навсегда. О его творчестве мое поколение могло судить преимущественно по репродукциям, публикациям в Интернет и отдельным работам в собраниях московских коллекционеров.
И вот теперь ретроспектива Гробмана в Москве. 4 этажа искусства.
Живопись, графика и коллажи по периодам – с 1960-х и до наших дней. На верхних этажах с ранними работами 1960-х мне было особенно уютно. Но и внизу есть чудесные ранние бабочки и трибьюты друзьям молодости – Айги, Яковлеву и др.
В целом много первосимволов, много еврейской мифологии, много текста, много хармса. Довольно много вещей на грани, такой смачный крепкий 16+. Особенно позабавили обложки идеологической классики, дописанные скаберзными гробмановскими частушками. Кто планирует сходить – запаситесь временем и очками. На этой выставке важно не только считывать, но и читать.
|