Небольшого размера, но очень приятный эскиз русского импрессиониста Л.В.Туржанского.
Холст на картоне, масло. Российская империя, нач. ХХ века.
Размер: 10 х 15 см.
Цена договорная.
Все детали по почте:
arz-wien@rambler.ru
Туржанский Леонард (Леонид) Викторович (1875 - 1945).
Родился в Екатеринбурге 9 февраля 1875 года в семье врача. Осенью 1889 года поступил в Алексеевское реальное училище, начал регулярно заниматься живописью.
В 1895 году уехал в Санкт-Петербург, поступил в студию Л.Е. Дмитриева-Кавказского и одновременно в Центральное училище технического рисования Штиглица. Через год переехал в Москву, где учился в Строгановском художественно-промышленном училище, и на правах вольноприходящего был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества (1898 - 1909). Учился у Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, В.Н. Бакшеева, посещал пейзажный класс А.М. Васнецова и анималистический А.C. Степанова, затем перешел в высшие мастерские портрета и жанра, которыми руководил В.А. Серов, а затем и К.А. Коровин.
Член ТПХВ (1911-12), СРХ (1912-13), АХРР (с 1924), постоянный участник выставок.
Туражнский считал себя не только учеником, но и последователем Серова во многих его устремлениях. Именно от Серова - стилистическая ценность его искусства, умение добиваться художником подобия жизни и превращать "сырую" натуру в картину.
Туржанский много рисовал, но рисование не сделалось главной его страстью, хотя в его наследии много портретных набросков , пейзажных и жанровых рисунков. Именно в живописи он сумел последовательно и глубоко развить рисовальные принципы Серова, цветовую гармонию Коровина.
Туржанский известен в основном как пейзажист. Разрабатывал тип левитановского и коровинского пейзажей, "крестьянского пейзажа" Серова с его демократичностью и близостью анималистической теме. Писал тонкие по колориту, пастозные по манере письма лирические виды русской северной и уральской природы.
Современники "открыли" художника после его поездок на Север, когда на выставке передвижников и Союза русских художников он показал цикл северных пейзажей 1905-06 годов. Лучшие из них были сразу же приобретены Третьяковской галереей.
Основное в пейзажах Туржанского - свежесть живых впечатлений, мгновенное очарование натурой и перенесение на холст всего того, что окружает художника, не прилагая усилий для выявления художественного в природе. И все же главное усилие направлено не на создание впечатляющего этюда с натуры. Выражением его многосложных мыслей и чувств могла стать только картина.
Увлекался театром, его зрелищной праздничностью. Иные категории цвета, объема, пространства, свойственные театрально-декарационному искусству, расширили диапазон его живописного мышления, позволили обрести необходимую смелость в обращении с краской, что отразилось в его пейзажах. Позднее Туржанский оформлял музыкальные спектакли, оперы, писал эскизв театральных костюмов.
Туржанский - один из эмоциональнейших пейзажистов своей эпохи и может быть назван среди прямых наследников левитанского "пейзажа настроения": живописец по сути своей, Туржанский мыслит и чувствует цветом. Искусство Туржанского всеми корнями связано с русской почвой, недаром современники почитали в нем национального пейзажиста. "Туржанским мы можем восхищаться и гордиться, как мы восхищаемся и гордимся Валентином Серовым, Константином Коровиным, потому что это был большой самобытный художник", - пишет П.Н. Крылов.
Музеи: ГТГ, ГРМ, Севастопольский худ. музей, Рязанский гос. обл. худ. музей, Калужский обл. худ. музей, Сумский худ. музей, Челябинская обл. карт. галерея, Иркутский обл. худ. музей, Одесский худ. музей, Днепропетровский худ. музей, Нижегородский худ. музей, Гос. Владимиpо-Суздальский ист.-аpх. и худ. музей-заповедник, Владимир, Рыбинский гос. ист.-арх. и худ. музей-заповедник, Чувашский гос. худ. музей, Чебоксары, Самарский худ. музей.