Стоило бы также упомянуть о Джексоне Поллоке, абстракционисте, или «абстрактном экспрессионисте», который изобрел необычную технику живописи: он расстилал холст на полу и затем поливал, забрызгивал, забрасывал его краской, в результате чего возникали самые неожиданные конфигурации. Этот метод восходит к китайским дзенским художникам, прибегавшим к подобной технике, а также к магической живописи американских индейцев, – традициям, практиковавшим «спонтанность» искусства. Художник рассматривется здесь как посредник между высшим началом и проявленным творением; чем меньше он привносит в искусство собственного «я», тем точнее и глубже отражает Высший Замысел.
А вот два примера работ Поллока, написанных на рубеже 30-40-ых годов, где художник еще не использует свою знаменитую технику разбрызгивания, но в которых закодированы основные жесты и знаки, открывающие доступ к миру невидимого.
|