Тарелка «Красный всадник» Лот 109
Тарелка «Красный всадник» с иллюстрацией к русской народной сказке «Василиса Прекрасная»
Среди широкого разнообразия лотов, представленных на аукционе № 5 Восточно-Европейского Антикварного Дома «Фарфор, стекло» особого внимания заслуживает русский фарфор эпохи модерна. В России в развитии стиля модерн можно отметить два ключевых момента. Первый – обращение к национальному эпосу, сказкам, былинам как к источникам сюжетов и формальная интерпретация художественного наследия языческой и Древней Руси и народного творчества. Второй – это тяготение к «малым» формам искусства, способным воплотить идеи синтеза и художественного универсализма. Олицетворением данных принципов может служить Лот № 109 «Тарелка «Красный всадник» с иллюстрацией к русской народной сказке «Василиса Прекрасная».
Тарелка была выпущена на частном фарфоровом заводе братьев Корниловых в первом десятилетии ХХ века. Интерес для коллекционеров и исследователей представляет декор тарелки, в котором воспроизведена иллюстрация знаменитого русского художника Ивана Билибина (1876 – 1942) 1900 года к сказке «Василиса Прекрасная». С именем этого художника многие поколения связывали волшебный мир русской сказки. Серия русских народных сказок, выпущенная Экспедицией заготовления государственных бумаг в период между 1901 и 1903 годами, стала первой работой Билибина в книжной графике. Критика встретила книги более чем благосклонно! Русский художественный критик писал об этом издании следующее: «О сопоставлении с Малютиным не может быть и речи. У Билибина лучше рисунок, и его иллюстрации, бесспорно, более доступны для ребят. Он, чувствуется, тщательно изучал работы зарубежных художников». Действительно, о связи книжной графики Билибина с работами японского мастера Кацусики Хокусая писали многие исследователи его творчества.
Не случаен и выбор иллюстрации данного художника для воспроизведения в прикладной форме – фарфоре. Частный петербургский завод братьев Корниловых регулярно участвовал во Всемирных художественно-промышленных выставках, брал первые призы (1839, 1841, 1849) и даже был удостоен права ставить государственный герб на своих изделиях. Серия сказок в начале ХХ века имела грандиозный успех и прославила имя Ивана Билибина, что для частного завода имело особое значение – в своем ассортименте следовало представлять наиболее передовые тенденции фарфорового производства и изобразительного искусства.
|