Джефф Кунс в "Гараже". Звезда без "звезды"
Встреча по одежке. Впечатление о человеке
Он внешне даже не похож на иностранца. Такой рязанский парень, даром, что из Пенсильвании. Лучезарная улыбка, уверенность, отличное настроение. Вряд ли он часто бывает в Москве, но при этом чувствует себя как дома – это заметно. В свои 54 Джефф Кунс выглядит на 40, без отпечатка «творческого» образа жизни на лице. Или так у них там проявляется молодость души?
Учитывая "звездный статус" самого дорого скульптора из ныне живущих, многомиллионные продажи на аукционах и в галереях, 25 миллионов долларов за воздушный шарик, вала скандальных публикаций в западной прессе, мы праве были ожидать чего? А кого нам привезли? Скромный обаяшка, одетый как офисный человек. Строгий костюм, аккуратная прическа – да у нас любой фотограф на пресс-мероприятии выглядит в 100 раз актуальнее, чем этот Кунс. Не говоря уже о прочей артистичной публике на любом московском вернисаже современного искусства. А наш-то? Подурачиться, конечно, может (я пришел на час раньше и случайно подсмотрел его фотосессию на фоне собственных произведений). Но как только камера отведена – все, никаких ужимок, внешних эффектов и эпатажа.
Кунсу давно не нужно уже ничего доказывать, так что общение с публикой допустимо было свести к краткому дежурному выступлению. Себя показать хватит, а про творчество и так все всё знают. Вместо этого художник запросто прочитал обстоятельную часовую лекцию про историю своего творчества, показал слайды с опорными произведениям, и еще беспокоился, не стоит ли говорить помедленнее, чтобы переводчик успевал.
Говорит Кунс хорошо и по существу. Это, кстати, важный критерий, когда художник способен объяснить, что и зачем он делает без закатывания и глаз и напускного тумана. Если есть интеллектуальная составляющая, найдена идея, но не можешь толком объяснить – для публики и коллекционеров это повод задуматься. С Кунсом все не так. Понравилась трактовка его надувных плавательных игрушек. Они сильно надуты – внутри много воздуха, как в расправленной груди на вдохе. Вдох – это жизнь, выдох – момент смерти. Может поэтому среди его работ я ни разу не видел сдутых игрушек? А те, что есть аж распирает от полноты жизни.
В конце своего выступления по журналистской традиции Кунс получил дурацкий вопрос – что-то там про взаимоотношения с бывшей музой и женой Илоной Сталлер (Чичоллиной). Вопрос ради вопроса – проявить осведомленность. Опять же на удивление в ответ никакого филиппа киркорова, не вспылил и не нагрубил. Спросили – ответил. Привык, наверное. Такая вот звезда без «звезды».
1-2. Джефф Кунс
3/ Франсуа Пино и художник Адель Абессемед (автор работы «Практика нулевой терпимости» -- терракотовой BMW).
|