Статья куратора выставки Глеба Ершова
Олег Зайка. «Полет на Луну».
Название юбилейной выставки Олега Зайки «Полет на Луну» - отсылает к роману-сказке Н. Носова «Незнайка на Луне», вышедшем почти 50 лет назад. Эта книга стала азбукой отношения к жизни и частью художнической мифологии поколения эпохи перемен – пророческой притчей о современном обществе. «Незнайка» - веселый, сообразительный, отчасти простодушный и дурашливый, модник и немного стиляга - может считаться одним из культурных героев советского времени. Есть в нем что-то родное «Новым художникам», неслучайно все вместе они напоминали компанию веселых человечков, придуманную Носовым.
Банка сгущенного молока, тушенка «Московская», рулон туалетной бумаги «54 м», спичечный коробок – в монументальном формате классики поп-арта - это фирменные работы Олега Зайки романтической эпохи взлета «Новых художников». Эти вещи из разряда «фундаментального лексикона» советского человека стали героями произведений художника не случайно. Перед крушением страны в начале 90-х из обычного полудефицита они вдруг превратились в «исчезающий вид». Тут не до соц-арта с его критической миной, лихая живопись без фиги в кармане – точный портрет голодного времени, веселого и рискового жизненного драйва, - тут эти предметы ближе к холстам бубнововалетовцев, к размашистой «живописи площадного действа».
Помимо этого в арсенале открытий того времени – и «конструктор» - игра в комбинировании бытовых предметов, знаков и эмблем наподобие ковра-схемы или ребуса, привлекавшая тогда не его одного, но и коллег, дадаистски свободно конструирующих на холсте новые «бессмыслы». Иногда в кружевах фантастических микросхем мелькнет рожица маленького потешного человечка, как будто из «Незнайки на Луне». Эта игра в абсурдное, создание новых связей между вещами, скорее, по их формально-пластической рифмованности друг с другом, нежели функционально, роднит «Новых художников» с самым широким кругом традиции неофициального искусства: от концептуализма В.Пивоварова до минимализма Л. Борисова, от гротеска К. Звездочетова до экспрессионизма Б. Кошелохова и др.
Олегу Зайке кажется почти сразу, с конца 80-х удалось найти свой неповторимый стиль, в котором он и сейчас чувствует себя свободно, продолжая разрабатывать находки и открытия эпохи «полетов».
Мир чистогана, открытый Незнайкой на Луне, стал, увы, реальностью современной России. Не обошел он и наших героев, «Новых художников». Полеты на Луну остались в героическом прошлом.
Хотя, как говорит Олег: «Не считаю, что полёты остались в прошлом…
Искусство может существовать автономно, несмотря на грязь за бортом».
Глеб Ершов.
|