Показать сообщение отдельно
Старый 03.08.2013, 14:05 Язык оригинала: Русский       #126
Новичок
 
Регистрация: 29.07.2013
Сообщений: 3
Спасибо: 0
Поблагодарили 5 раз(а) в 3 сообщениях
Репутация: 189
По умолчанию

Жаль, конечно, что я узнал о вашей полемике так поздно, но отвечу и на какие-то предыдущие замечания и на две последние реплики. А, главное, о чем хочу сказать — это унизительно низкий как культурный, так и просто связанный с условиями домашнего воспитания уровень дилерского сообщества. И это, конечно, проблема культурного состояния России, не говоря уже о коллекционном мире. Впрочем, к этому я еще вернусь. В заметках после моего письма упомянут лишь портрет Мусоргского в качестве бесспорной подделки. С сожалением должен заметить, что Галина Сергеевна Чурак так не думает, как и большое количество других искусствоведов, бывающих у меня дома. Хотя, действительно, есть люди, у которых этот эскиз не вызывает доверия.

Но поскольку сама по себе эта выставка, имевшая большое значение почти для всего музейного мира, ставила своей задачей не торговлю, как решили в меру своих способностей русские дилеры, а публикацию важных для русского художественного мира довольно большого количества вещей. А при этом в процессе подготовки выставки принимали участие пять сотрудников Третьяковской галереи (и из отдела графики и из отделов живописи), примерно столько же из Музея Изобразительных искусств, три сотрудника Эрмитажа, из которых два заведующих отделами, ни говоря уже о европейских специалистах. При этом голландцы специально приезжали на научную конференцию, которая прошла в Царицыно в марте по материалам моей выставке, а Елена Борисовна Шарнова специально ездила во Францию и только с помощью французских искусствоведов было установлено авторство «Кухарки», которая, как оказалось, принадлежала к редкой во Франции Лиможской школе. На выставке было гораздо больше вещей, вызывающие различные вопросы, чем вам кажется, но только никто из вас не оказался способен задать эти вопросы.
Читать дальше... 

«Ной, делящий мир между сыновьями» - это единственная сейчас известная в Москве и Петербурге так называемая монастырская картина — начало русской сюжетной живописи XVII-XVIII века, когда-то достаточно популярное в России, но не собранное ни одним музеем и для выставки «Святая Русь» как в Париже, так и в Москве монастырскую картину пришлось привозить из Новгорода. Даже этот термин оказался забытым. Но мы надеялись, что найдутся еще подобные картины. Не нашлись.

Громадная карикатура на судейскую систему, которая была атрибутирована как Боклевский под вопросом и которую никто из вас много лет не покупал ни в Петербурге, ни на Московских салонах, действительно, очень напоминает «гоголевские типы» Боклевского и некоторые лубки, которые можно ему приписать (ему принадлежала известна литография), но ни одной картины Боклевского ни в ГТГ, ни в Русском музее нет, сравнить картину с его живописью невозможно, хотя он закончил Академию художеств по классу живописи.

Большой портрет старика атрибутированный как Леонид Андреев под вопросом и Врубель под вопросом. С одной стороны он почти полностью совпадает с описанием Константина Коровина в главке воспоминаний «Шаляпин и Врубель» о картине Врубеля, находившееся в его мастерской и неизвестно куда исчезнувшей. Она не очень близка к московским вещам, но зато близка к большому «Молению о чаше» Врубеля, находящиеся в Киевском музее и к тому же происходит из семьи Шехтелей, где были вещи Врубеля. Но, тем не менее, вопрос остается и я надеялся, что хоть кто-нибудь из вас сможет сказать хоть что-то полезное.

Маленький Вламинк, который вызывает сомнения у вас, не вызывает сомнения у Валерия Мишина из Музея Изобразительных искусств.

Большое подписное масло Дерена, на публикации которого просто настаивали французские и русские искусствоведы и которое, возможно, является первой, наполовину переписанной, но уже фовисткой вещью Дерена находиться у меня двадцать лет, но до этого и не известно когда, было скопировано в Петербурге. Я и Шарнова надеялись найти следы этой копии, но, как и в других случаях, безрезультатно.

Мне, как и моим предкам, интересна живопись, а не торговля, и поэтому мы сознательно со Светланой Степановой дали на выставку церковный десюдепорт начала XVIII века «Встреча Марфы и Марии». В отличие от всех остальных картин такого типа в Русском музее и ГТГ своим богатейшим резным картушем он единственный точно датируется петровским временем и может быть отнесен к одной из трех построенных при Петре церквей. Известны и художники, которые занимались их убранством — это Гзель, Матвеев и Никитин. Гзель, судя по его портретам, работал все же иначе, но подобные вещи Матвеева и Никитина, имеющиеся в музеях, пока различают с большим трудом, а в ГТГ нет специалиста по русской живописи начала XVIII века. Мы надеялись, что может быть кто-то из зрителей скажет или напишет что-то разумное, на основании собственного опыта, но не дождались, от дилеров во всяком случае — им же неинтересна живопись.

Их заботит возможность быстро что-то продать, поэтому они вынуждены приспосабливаться к новым русским, которые знают пятнадцать художников, да и еще с их самыми характерными вещами и соответственно дилеры тоже ничем другим не интересуются и ничего не знают. Что еще хуже, торговцы развращают ту часть искусствоведов, которая живет за счет выдачи экспертиз для продажи. Я уж не говорю о прямых жуликах, фальшивых картинах и фальшивых экспертизах, но и теоретически вполне приличные искусствоведы начинают интересоваться, писать статьи и книги только о том, на что они до этого писали экспертизы то есть только о том, что можно быстро продать. Все это резко сузило пространство изучаемого русского искусства, да и вообще русской культуры, даже в сравнении с шестидесятыми и семидесятыми годами.

В живописи вообще не так много бесспорных ответов на разнообразные вопросы, как это кажется торговцам. Я за свои полвека коллекционирования встретился, как впрочем и вы все, с таким количеством вещей атрибутированных заново, с таким количеством отброшенных представлений, что умею спокойно к этому относиться. Каталог Эрмитажа переполнен тремя, четырьмя разнообразными атрибуциями работ старых мастеров, дававшимися в разные годы и разными экспертами. В результате трагической судьбы России мы знаем о русской живописи гораздо меньше чем о живописи итальянцев XV века и голландцев XVII века. Каталог ГТГ живописи XVIII века сейчас переиздается ни только потому, что тираж его уже распродан, но и потому что десятки, если не сотни атрибуций пришлось изменить, а это всего за восемь лет.

Моя коллекция существует с разнообразными потерями и приобретениями в нашей семье по меньшей мере лет полтораста и я делаю все, чтобы ее жизнь продолжилась. Как и все старые коллекционеры я не покупаю вещи для того, чтобы вложить деньги и не покупаю их для того, чтобы продать — для этого у меня просто нет ни времени, ни желания, в моей жизни есть другие, более важные для меня занятия.

Посетителями выставки в Царицыно были просто любители искусства, было множество искусствоведов и музейщиков и, к сожалению, дилеры. Судя по книге отзывов и количеству посетителей людям любящим живопись она доставила большое удовольствие. Искусствоведы не просто провели научную конференцию и собираются еще издать научный сборник статей, но на некоторые вопросы смогли ответить. Русские дилеры (за редким исключением тех, с кем я и без того знаком) оказались самой беспомощной и вульгарной частью посетителей выставки. Как выяснилось, ничто кроме торговли их не интересует. Ну что ж, они тоже часть русского общества. Я могу только жалеть, что не успокоил их возбужденные умы сразу же как только началась полемика.



Сергей Григорьянц вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Сергей Григорьянц за это полезное сообщение:
artcol (03.08.2013), Вадим Валентинович (20.12.2014)