Наверно, Вы во многом правы, люди в современном мире стали более эгоцентричны и изолированы друг от друга. Но я не могу согласиться с тем, что мы утратили интерес друг к другу и люди вокруг большей частью лишь раздражают. Мы по-прежнему дружим, любим, помогаем друг другу, веселимся, грустим, ссоримся и т.д. – все как сотни и даже тысячи лет назад. Все это не может не вызывать интерес. Изменились обстоятельства жизни, «декорации», но люди большей частью внутренне остаются такими же. Продолжающийся интерес людей к старым и даже древним сюжетам литературы, поэзии, живописи подтверждает это. Например, сколько в интернете энтузиасты собирают тематических подборок на разные сюжеты. Сам я не любитель тематических подборок и редко их просматриваю, но факт остается фактом. Жанровая, сюжетная живопись по-прежнему вызывает очень большой интерес. Просто представлена она, в основном, оказывается старыми мастерами. В чем же дело?.. Явно не в зрителях, с их стороны запрос на такую живопись, по-моему, очевиден.
Дело, видимо, в самих художниках… И здесь мне кажется, важен не столько социальный аспект, сколько какие-то внутренние этапы в развитии искусства. Нет сомнения, что современная живопись очень богата талантами. Например, как мне кажется, очень высок достигнутый ныне уровень пейзажной живописи. Городского пейзажа, в частности. Более того, современным художникам во многом приходится труднее, чем их предшественникам. Т.к. разумеется, каждому автору с художественными амбициями (а амбиции – это хорошо) хочется создать что-то новое, что позволило ему быть узнаваемым среди предшественников и современников. И это по понятным причинам становится все труднее.
Но есть кое-что такое, на мой взгляд, что было присуще старым мастерам, а современные почти утратили. Я бы назвал это
исследовательским подходом к действительности и особенно к людям и к жизни вообще. Старый мастер не просто изображал человека (или сцену с людьми), он изучал его, пытался понять, охватить, «влезть в душу» если угодно. Современным художникам это видимо малоинтересно. В какой-то момент живопись увлеклась чисто эстетической стороной реальности, ее художественной переработкой, и созданием каких-то своих собственных эстетических миров. Человек как таковой, драма самой жизни перестали ей быть интересны. Грубо говоря, живопись увлеклась сама собой. Нарциссизм своего рода, но я не имею в виду в плохом смысле. Это было закономерно, и даже полезно, и очень много чего выдающегося было создано, разумеется. Этого отрицать нельзя.
Но в итоге, на мой взгляд, художники почти разучились изображать людей и почти разучились изображать собственно жизнь и живые сцены (за редкими исключениями). Под «разучились» я имею в виду не технику. Как раз техника сейчас на высочайшем уровне. Понятно, что многие современные художники могут так скопировать Терборха или Маковского, что не каждый специалист распознает копию. Разучились, я имею, находить вдохновение собственно в окружающей жизни, в людях, видеть эту поэтику – как-то не распознается в этом смысл для художества. И очень жаль, т.к. без этого живопись становится скучной…
Наконец, переходя так сказать, от общего к частному, совершенно не согласен, что невозможно изображать банкира на приеме у стоматолога. По-моему, прием у стоматолога (равно как у отоларинголога, дерматолога и пр. специалистов) – тема очень интересная для выражения в живописи. То же самое относится и к секретарше за компьютером. Я совершенно искренне отказываюсь понимать, почему например цветы, деревья или рыбы на столе способны в стомиллионный раз служить достойным предметом для изображения, а секретарша за компьютером – нет. Она что, хуже рыбы?.. Вообще, если на то пошло, офисная жизнь – с ее скукой или авралами, задержками допоздна, конфликтами, флиртами и т.д. - способна подарить художнику массу интереснейших сюжетов и тем для изображения. Конечно, жизнь офиса не столь колоритна внешне, как жизнь сталелитейного цеха, но этой жизнью живет масса людей и в ней тоже есть своя драма, иногда комедия, а для кого-то даже трагедия – в общем, своя уникальная поэтика, вполне достойная кисти художника. Надо только уметь это уловить, нужен талант. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
Цитата:
Сообщение от I-V
Но это же безразличие ставит крест на бытовом жанре в его классическом виде. Стоит ли из-за этого горевать?
|
Вы правы, безразличие – ключевое слово. И горевать однозначно стоит. Однако крест я бы ставить не спешил. Думаю, в ближайшие годы можно ожидать нового расцвета «бытового жанра». Причем расцвета действительно мощного.