Отличный вопрос,
Мунк, я ждал его именно от Вас.
Какой главный постулат сюрреализма? - Признание реализма подсознания.
Что главное в символизме? - Признание реализма духовного мира.
Символисты утверждали, что за пределами слуха, мысли, чувства и зрения таится запредельный мир, открытый поэзии. То же говорили сюрреалисты.
Термин "подсознание" сюрреалисты использовали как синоним духовного мира - с реверансом в сторону науки.
Сюрреализм - это своеобразная инкарнация символизма. Оба направления признавали высшую реальность и ставили целью ее выражение; различия в терминологии и художественных методах не должны скрывать от нас суть.
Текст Флоренского интересен еще и тем, что намеченная там трактовка онирической реальности содержит параллели психоаналитическому подходу Юнга.
"Дионисическое расторжение уз видимого" можно сопоставить с психическими фантазмами, а "аполлиническое видение мира духовного", когда перед внутренним взором "возникают уже символические образы мира невидимого — лики вещей, идеи" - с созерцанием архетипов коллективного бессознательного.
(В полном тексте Флоренского есть еще одна поразительная параллель с Юнгом - попытка объяснения на примере сновидений "неслучайных случайностей" - загадочных смысловых совпадений событий реального и духовного мира, которые Юнг называл "синхронистичностью").
Существенное в учении Флоренского о символах духовного мира - реализм. Признание того, что символ - не метафора, не аллегория, не знак - что символ реален, действителен и есть единство действительности обоих миров.
"Символические oбразы — те самые, которые, будучи закреплены, дают художественное произведение" - у Флоренского суть образы реально сущего.
Главное требование сюрреалистов к художественному образу - чтобы через него "просвечивала" высшая реальность, "сюрреальность".
Таким образом, ничто не мешает нам символизм Флоренского трактовать как русский сюрреализм.