Показать сообщение отдельно
Старый 15.02.2009, 05:40 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,250 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29870
По умолчанию

«Снобизм и диктатура продавцов картин»

Лё Монд, 07.02.2009

Филип Дажан

В марте должно выйти новое издание Мемуаров Де Кирико (1962 г.). Художник рассказывает о главных событиях своей жизни и с пылом обличает «эту группу ленивцев и избалованных маменьких сынков, которые напыщенно называли себя «сюрреалистами».

Таким же отсутствием милосердия и любви к ближнему отличаются и его описания галеристов, критиков и консерваторов музеев. Например, вот что он пишет о кризисе 1929 г., практически уничтожившем рынок искусства:

Читать дальше... 
«Единственной европейской страной, в которой сохранился интерес к живописи, была Италия, ибо Италия – единственная страна, в которой есть еще несколько человек, искренне любящих живопись. Я помню, как в 1931 г. я поехал в Милан, чтобы выставить свои картины в галерее Барбару. Почти все выставленные работы были проданы, и это в то время, как все остальные европейские страны уже более полувека были испорчены снобизмом и диктатурой, установленной торговцами искусством. В Италии были еще люди, которые покупали картины не потому, что какой-то торговец искусством хорошенько их «обработал», и не потому, что автор этих картин был хорошо известен, и работы его представляли собой отличную инвестицию, в просто напросто потому, что работы эти им нравились. В Италии со мной произошло то, что не могло произойти ни в какой другой стране света: в Милане одна пожилая служанка сказала мне, что у нее была небольшая сумма денег, которую она собирала на протяжении всей свой жизни, и что она хочет отдать ее мне в обмен на картину, которую я соглашусь отдать ей. Я отказался от ее денег и подарил ей рисунок /.../

Де Кирико? Найти его работы для выставки – это настоящая головоломка.

Чьи работы труднее собрать для выставки, Де Кирико или Пикассо? С точки зрения Фабриса Эрготта, директора Парижского муниципального музея современного искусства, и Жаклин Мэнк, куратора выставки Де Кирико, которая открылась в этом музее 13-го февраля, вопрос этот далеко не праздный.
«Работы Де Кирико получить очень трудно, музеи не хотят расставаться с работами из своих коллекций, частные коллекционеры становятся все более капризными».
Деталь, говорящая о многом: от идеи показа этой выставки в заграничных музеях пришлось отказаться. Желающих было очень много. Но владельцы картин, согласившиеся расстаться с ними на четыре месяца, отказались предоставить их музею еще на три месяца.

Вообще, такое поведение собственников произведений искусства наблюдается по отношению ко всем художникам. Все чаще и чаще произносится фраза: «Такое количество работ уже никогда не удастся собрать на одной выставке!». Страховые и транспортные расходы не упрощают работу по организации выставок, как и стоимость самих выставок – бюджет выставки Де Кирико – 1,1 млн евро.

Но ситуация с произведениями Де Кирико совершенно особенная, и это еще более затрудняет работу по комплектованию выставок: его творчество делится на два периода разной продолжительности; работы одного из периодов несоизмеримо более известны, чем картины другого. Первый период ослепителен. Он продолжался с 1913 по начало 20-ъ гг. Это пейзажи с деформированнеой перспективой, герметические натюрморты. Уже в 1914 г. Аполлинер поет хвалу их странности, а Бретон объявляет Де Кирико провозвестником сюрреализма.
Каждый из холстов этого периода оценивается в 20-30 млн долларов. Убедить музеи одолжить эти работы очень трудно, так как они пользуются любовью посетителей. Тем не менее на парижской выставке есть около 20 работ этого периода, причем некоторые из них по словам Филипа Эрготта «ранее никогда не выставлялись». Их предоставили музеи Сан-Паоло, Осаки, Штутгарта и Лондона, а также из частных собраний, владельцы которых, за исключением Счемейной Коллекции Ротшильдов в Нью-Йорке, пожелали остаться анонимными.

Всеобщему восхищению ранними работами Де Кирико противостоит отвратительная репутация его второго периода, продолжавшегося с 1920-е гг. до смерти художника в 1978 г. На протяжении этого периода художник меняет свой стиль, подражает Рафаэлю, Тициану, Рубенсу, Курбе и себе самому, он соединяет в своих работах элементы разных стилей и провозглашает преимущество искусства старых мастеров перед современным искусством, что вызвало гнев Бретона, Арагона, Элюара, которые без всякого стеснения покрывают помоями этого «главного ренегата современности».

Многочисленные историки искусства разделили точку зрения сюрреалистов. В 1983 г., на последней ретроспективе Де Кирико во Франции, были показаны работы до 1920 г. Однако Филип Эрготт говорит, что он «не может поверить в то, что художник такой невероятной творческой энергии внезапно может стать совершенно незначительным». Один из его аргументов - изменение взглядов на творчество Де Кирико за последнее десятилетие.

Но и тут есть проблема: важнейшие произведения этого периода находятся не в музеях, - которые не захотели приобрести их, - а в частных собраниях. Пришлось разыскать эти собрания. «Мы восстановили цепь: один коллекционер называет другого и так далее». Достаточно посмотреть каталог: работы второго периода, за исключением холстов, одолженных Фондом Джорджо и Изы Де Кирико, находящегося в Риме, происходят исключительно из частных собраний, причем в каталоге не упоминаются ни имена коллекционеров, ни даже местоположение коллекций.

Владельцы картин потребовали от организаторов выставки строжайшей анонимности. Сотрудники музея никогда не встречались с ними. Они не знают ни их имен, ни их адресов... Роль посредника взял на себя Фонд Де Кирико. Единствененая доступная информация – среди этих коллекционеров много итальянцев – об этом было нетрудно догадаться, ведь Де Киирко стал в Италии легендой. Легко представить себе дворцы – от Милана до Рима – с роскошными салонами, в которых висят его работы.

Результат всей этой деятельности удивителен: «У частных коллекционеров мы обнаружили совершенно невероятные вещи, - рассказывает Филипп Эрготт, - я не мог и представить себе, что такое существует, никто никогда этого не видел. Например, «Венецианское каприччо» - просто фантастика!». «Да, это феноменально» - вторит ему Жаклин Мэнк, уточняя, что размеры этого произведения – 2,5 на 3,5 м.

Такие открытия еще более усложнили итуацию: некоторые музеи и частные коллекционеры, которые обещали одолжить работы первого периода, не соглашались, чтобы их вещи висели радом с холстами второго периода, для низх неприемлимыми. Эрготт уточняет, что они тем не менее получили все обещанные картины. «Но можно сказать, что, узнав о нашем решении, те, кто обещал предоставить нам работы на выставку, стали вести себя менее благожелательно. Они не понимали нашего выбора. Их можно понять: некоторые из работ второго периода являются просто вызовом устоявшимся художественным вкусам. Де Кирико было совершенно наплевать на мнение других. В его творчестве есть элемент безумия, а наследие его представляет собой загадку – чтоб не сказать, западню или даже серию капканов». На ретроспективе в Музее соврменного искусства собрано 170 таких капканов.


Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.12.jpg
Просмотров: 241
Размер:	27.6 Кб
ID:	137695   Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.13.jpg
Просмотров: 203
Размер:	15.8 Кб
ID:	137705   Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.14.jpg
Просмотров: 212
Размер:	13.7 Кб
ID:	137715   Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.15.jpg
Просмотров: 189
Размер:	26.1 Кб
ID:	137725   Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.16.jpg
Просмотров: 180
Размер:	29.3 Кб
ID:	137735  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.17.jpg
Просмотров: 258
Размер:	28.8 Кб
ID:	137745   Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.18.jpg
Просмотров: 222
Размер:	25.0 Кб
ID:	137755   Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.19.jpg
Просмотров: 247
Размер:	25.0 Кб
ID:	137765   Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.20.jpg
Просмотров: 196
Размер:	28.4 Кб
ID:	137775   Нажмите на изображение для увеличения
Название: c.21.jpg
Просмотров: 239
Размер:	23.0 Кб
ID:	137785  




LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 19 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
Allena (17.02.2009), Art-lover (15.02.2009), dedulya37 (15.02.2009), DSF (16.02.2009), Flora (06.01.2011), fross (15.02.2009), Glasha (15.02.2009), Grigory (15.02.2009), K-Maler (15.02.2009), Marjana (16.02.2009), Meister (16.02.2009), netlizz1 (03.04.2009), Ninni (15.02.2009), qwerty (17.02.2009), Sandro (15.02.2009), uriart (17.02.2009), Кирилл Сызранский (15.02.2009), Тютчев (24.02.2009), ФАИв (07.04.2009)