Тема "Куда закатится рынок совриска?" открывается текстом:
Цитата:
Выпишем в столбик основные факторы оценки произведений на рынке искусства:
1. Файнарт-ценность (внутреннее качество, оценка знатоков и худ. общества - типа Мона-Лиза))
2. Концептуальная ценность (писсуары Дюшана)
3. Ситуативная ценность (прикольно, хорошо на новых обоях смотрится, разрекламировали и т.п.)
4. Провенанс (Кому принадлежали: мобильник Петра Великого и т.д.)
5. Как автор вписан в историю искусства, с каким движением соотносится, что основал, чему учил...
6. Портфолио автора (где и кем выставлялся, где и почем продавался))
7. Спекулятивный фактор (игры агентов рынка на повышение)
Если проследить относительную значимость этих факторов по мере становления арт-рынка, вырисовывается любопытная картина:
если в период становления рынка все вертелось вокруг фактора 1, в эпоху модернизма преобладали 1, 2, 5, взятые в разном порядке, то сейчас преимущественно доминируют факторы 5, 6, 7, а для совриска - 6 и 7.
Эта означает, что худож. рынок совриска становится безразличным к профессионализму и таланту (что подтверждается теоретиками, в частн. Б.Гройсом), превращаясь в арену абсолютно произвольных манипуляций ведущих игроков.
Иерархии и цены совриска создаются в такой атмосфере не на основе качества и внутренней ценности, а на основе архивов (послужных биографических списков, прецедентов продаж ), - которые создаются и контролируются теми же игроками, - а также на жестком подавлении небрендированного искусства.
Такая тактика медленно, но верно подтачивает сук, на котором держится рынок - укорененную в массах идею объективной ценности искусства.
Слой затейливых татуировок не может вечно скрывать голый зад короля. Ценовые пузыри неизбежно лопнут.
Ясно, что рынок искусства нуждается в переформатировании.
Если он не сможет реанимировать оценочные критерии модернизма, возникнет альтернативный рынок, задача которого будет возродить доверия зрителя (потребителя) к искусству.
Для этого новый рынок должен будет вновь сделать упор на качество картин и объектов, на талант художника, а также на художественное воспитание масс, на формирование общественной среды, способной воспринять новые (забытые старые) приоритеты в искусстве (эта работа уже давно ведется на Артинвестмент-форуме совместными усилиями его участников)
Очевидно, что неомодернизм не может просто продолжить прерванную линию развития: идея авангарда, грюндерства исчерпана. В концептуальном плане уже ничто не ново под Луной.
Но что всегда остается новым и по-настоящему привлекающим интерес - это сильные художники, сильные произведения.
(Меня поразило, что на Арсенале 2012 молодежь балдела от качественных объектов бабушек и дедушек модернистской закалки больше, чем от работ сверстников, вскормленных млеком постмодернизма).
Фокус внимания должен будет сместиться от худ. направлений и архивных данных к индивидуумам (вне направлений) и к атомарным компонентам рынка - конкретным произведениям, ранжированным по файнарт-критериям.
Соответственно, уточнение этих критериев и решение вопросов об их объективности и приложимости станет одним из приоритетов для критиков и теоретиков.
Системы координат для оценки внутреннего качества "нетленки" могут быть разными.
Собственно, эта заметка родилась из рефлексий о том, на что сможет опереться новый модернизм, и сгодится ли что из дедовского сундука.
Пожалуй, что-то и сгодится, но это уже к другой теме - там и напишу об этом.
Назад - в будущее! )
|
Если считать, что "файнартом-ценностью" назван
наиважнейший фактор - формирование мировоззрения, то надо полагать, что речь идет об очищении познания о мироустройстве от искажений и недоумий . А так как это познание передается посредством образов и языковых буквенных кодов, то назрела необходимость хорошенько разобраться в них. Пора понять, какой смысл заложен в каждую букву-элемент, в каждую фонему-молекулу.
Идет процесс очередного переосмысления нарождающейся "электронной" цивилизацией, и искусство не может не реагировать на этот процесс и отставать во времени. Поэтому так важно понимать систему свойств эволюционного развития, названную мною системой природных принципов, закодированных буквами алфавита.
Сначала мы присмотрелись к понятию "алфавит" и выражающим его образам - белая молочная корова Ио, Казанская богоматерь, пегая кобыла. Думаю, поиск нового образа продолжится.
Затем в эссе "Образы алфавита" мысль о выражении природного принципа не только кодом-буквой, но и кодом-образом (кодом-изображением), была продемонстрирована на примере трех принципов: "наблюдение", "обучение", "потенциальность".
Теперь рассмотрим трио принципов, о которых написано эссе "P.S. О континуальности.", помещенное в дневнике под заголовком "Числа".
Добавлено через 3 часа 55 минут
Прошу извинить за отступление. Только сейчас нашла в своих бумагах нужное дополнение к записи № ... к вопросу, что называть фонемой, а что - морфемой.
. СОН
Врылась, забылась - и вот как с тысяче-
футовой лестницы без перил.
С хищностью следователя и сыщика
Все мои тайны - сон перерыл.
Сопки - казалось бы, прочно замерли, -
Не доверяйте смертям страстей!
Зорко - как следователь по камере
Сердца - расхаживает Морфей.
Вы! Собирательное убожество!
Не обрывающиеся с крыш!
Знали бы, как, на перинах лежачи,
Преображаешься и паришь!
Рухаешь! Как скорлупою треснувшей -
Одр с его грузом мужей и жен.
Зорко - как летчик над вражьей местностью
Спящею - над душою сон.
Тело, что все свои двери заперло, -
Тщетно! - Уж ядра поют вдоль жил.
С точностью сбирра и оператора
Все мои раны - сон перерыл!
Вскрыта! Ни щелки в райке, под куполом,
Где бы укрыться от вещих глаз
Собственных. Духовником подкупленным
Все мои тайны - сон перетряс!
Марина Цветаева. "Сон" [128, с.168-169]