7. Спекулятивный фактор (игры агентов рынка на повышение)
Если проследить относительную значимость этих факторов по мере становления арт-рынка, вырисовывается любопытная картина:
если в период становления рынка все вертелось вокруг фактора 1, в эпоху модернизма преобладали 1, 2, 5, взятые в разном порядке, то сейчас преимущественно доминируют факторы 5, 6, 7, а для совриска - 6 и 7.
Эта означает, что худож. рынок совриска становится безразличным к профессионализму и таланту (что подтверждается теоретиками, в частн. Б.Гройсом), превращаясь в арену абсолютно произвольных манипуляций ведущих игроков.
Иерархии и цены совриска создаются в такой атмосфере не на основе качества и внутренней ценности, а на основе архивов (послужных биографических списков, прецедентов продаж ), - которые создаются и контролируются теми же игроками, - а также на жестком подавлении небрендированного искусства.
Такая тактика медленно, но верно подтачивает сук, на котором держится рынок - укорененную в массах идею объективной ценности искусства.
Слой затейливых татуировок не может вечно скрывать голый зад короля. Ценовые пузыри неизбежно лопнут.
Ясно, что рынок искусства нуждается в переформатировании.
Если он не сможет реанимировать оценочные критерии модернизма, возникнет альтернативный рынок, задача которого будет возродить доверия зрителя (потребителя) к искусству.
Для этого новый рынок должен будет вновь сделать упор на качество картин и объектов, на талант художника, а также на художественное воспитание масс, на формирование общественной среды, способной воспринять новые (забытые старые) приоритеты в искусстве (эта работа уже давно ведется на Артинвестмент-форуме совместными усилиями его участников

)
Очевидно, что неомодернизм не может просто продолжить прерванную линию развития: идея авангарда, грюндерства исчерпана. В концептуальном плане уже ничто не ново под Луной.
Но что всегда остается новым и по-настоящему привлекающим интерес - это сильные художники, сильные произведения.
(Меня поразило, что на Арсенале 2012 молодежь балдела от качественных объектов бабушек и дедушек модернистской закалки больше, чем от работ сверстников, вскормленных млеком постмодернизма).
Фокус внимания должен будет сместиться от худ. направлений и архивных данных к индивидуумам (вне направлений) и к атомарным компонентам рынка - конкретным произведениям, ранжированным по файнарт-критериям.
Соответственно, уточнение этих критериев и решение вопросов об их объективности и приложимости станет одним из приоритетов для критиков и теоретиков.
Системы координат для оценки внутреннего качества "нетленки" могут быть разными.
Собственно, эта заметка родилась из рефлексий о том, на что сможет опереться новый модернизм, и сгодится ли что из дедовского сундука.
Пожалуй, что-то и сгодится, но это уже к другой теме - там и напишу об этом.
Назад - в будущее! )