|
Гуру
Регистрация: 14.10.2008
Адрес: ОДЕССА
Сообщений: 4,095
Спасибо: 10,539
Поблагодарили 8,270 раз(а) в 1,817 сообщениях
Репутация: 15226
|
Трепет крыльев мотылька
У произведений, представленных в этом каталоге, необычная судьба, отчасти напоминающая приключенческие романы о счастливых находках. Охватывающие полвека творческой деятельности (начиная с 1950-х и до конца 1990-х), эти замечательные – разножанровые, стилистически вариативные – работы ни разу не были представлены публике. При переезде из одной мастерской в другую, они выпали из поля зрения автора, ежедневно спешившего на пленэр, жадно впитывающего новые впечатления и претворяющего их в светлое чудо Искусства. А недавно, словно в благодарность за неустанный и самозабвенный труд, судьба преподнесла художнику и его почитателям неожиданный подарок. Забытые полотна развернули из рулонов и ахнули… Сегодня, в рамах, среди других шедевров Альбина Станиславовича Гавдзинского, они открывают нехоженые, и оттого еще более захватывающие, тропы к наследию Мастера.
Удостоенный множества наград и признаний, заслуженный и народный художник Украины, единственный мастер кисти, именем которого при жизни назван музей (в г. Новокаховка). Патриарх и, возможно, последний из ярко-самобытных талантов Южнорусской школы живописи. А. Гавдзинскому удалось уловить и исполнить свою «мелодию для флейты» – с проникновенными обертонами природы степного юга Украины, вкрадчивым набеганием черноморской волны; с сумерками, пасмурной облачностью или обжигающим летним солнцем, но чаще, все же, с нежным струящимся светом, туманной дымкой или тихой ясностью погожего дня. Художник отображает мир в его изменчивости и чарующей неприхотливой красоте, с обычными вещами, говорящими о простой и самой глубокой радости – жизни.
Когда-то Илья Репин говорил одесситам о главе южнорусских художников: «Берегите вашего Костанди…», – и сравнивал его полотна с «маленькими бриллиантами». Сегодня глядя на А.С. Гавдзинского и его работы, невольно вспоминаешь эти слова.
Утонченный колорист, способный превращать сверкание загорающихся красок природы в искрящиеся брызги на холстах. В его живописи всегда ощущается легкость и одновременно внутренняя выверенность, отточенность мазка, свежесть композиционного решения...
Скромная, чаще всего неброско-приглушенная, цветовая гамма, смягченная влажной атмосферой в одесских работах, более яркая – на холстах, связанных с Черниговом, Седневом, но неизменно без какого-либо «нажима», эффектности, нарочитости приема… Предельная сдержанность – и в мотиве, и в средствах – и в этом самоограничении она открывает для художника удивительные богатства цветоизвлечения.
Нюансировка тональной живописи, виртуозная игра красок импрессионистического письма создают чарующую легкость изображения, подобную неизъяснимому трепетанию крыльев мотылька, присевшего на цветок.
Хрупкость и мимолетность внешнего и внутреннего мира – вероятно, главная тема Альбина Гавдзинского, что бы он ни изображал: распускающуюся сирень или обживаемое аистами гнездо, трогательного замерзшего мальчонку или рыжеволосую девочку с широко распахнутыми глазами, «зимки» или летние вечера на даче. Так же бережно и с большим вниманием художник писал и производственные сюжеты, людей, работающих на заводах, в сталелитейном цеху, на строительстве гидроэлектростанции… В них нет ложного пафоса, но как все, что любит и пишет художник, они отмечены лиризмом и глубокой человечностью. А зритель это, несомненно, чувствует…
Вера Савченко,
искусствовед, кандидат философских наук
|