22 шедевра и только на 2 дня
Крупнейшие аукционные дома продолжают
привозить в Москву топ-лоты грядущих аукционов.
Вслед за Christie’s выставку шедевров русского
искусства, которые будут предложены на торгах в
Лондоне, представил в Москве британский
аукционный дом MacDougall's. Всего два дня – 25 и
26 апреля – в Центре изящных искусств на
Волхонке экспонируются 22 картины, созданные лучшими отечественными
художниками.
Центральное место в экспозиции занимает романтический вечерний «Вид
Венеции. Сан-Джорджо Маджоре», написанный Иваном Айвазовским в
1851 году. Пейзаж в розовых закатных тонах принадлежит к наиболее
значимому периоду творчества художника. Полотно, созданное более 160
лет назад, совершенно не пострадало от времени: отсутствуют кракелюры,
а цвета сохранили первозданную чистоту.
Полотно Алексея Явленского «Натюрморт с иконой и цветочным горшком»,
представленное на выставке, относится к мюнхенскому периоду,
признанному лучшим в творчестве мастера. В это время Явленский
оказывается в эпицентре европейской художественной жизни: в 1909 году
вместе с Василием Кандинским и Габриэль Мюнтер он организовывает
«Новое объединение художников Мюнхена», а всего два года спустя
отправляется в Париж, где встречается с Анри Матиссом и знакомится с
Кеесом ван Донгеном. В своих мемуарах Явленский вспоминал о 1910-х
годах как о большом прорыве: «Я тогда написал свои лучшие пейзажи, а
также крупнофигурные композиции в ярких, пылающих тонах, которые при
этом отнюдь не были ни натуралистичными, ни предметными». К числу
этих полотен, несомненно, принадлежит и экспонируемый натюрморт.
Рядом с ним в экспозиции представлено редкое полотно спутницы
художника Марианны Веревкиной «Ночная рыбалка в Асконе».
«Pax Cultura» Николая Рериха представляет, скорее, исторический интерес –
внешне небольшая графическая работа не производит впечатления. По
словам старшего специалиста отдела русского искусства аукционного дома
Ирины Минервино, эта картина стала первым вариантом эмблемы Пакта
Рериха , подписанного в 1934 году. Пакт Рериха является первым
международным договором о защите культурного наследия и об
обеспечении охраны культурных ценностей в период международных
конфликтов. Предложенный в этой картине символ – три красных круга,
заключенных в большой круг, – обозначает единство искусства, науки и
религии, или прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.
В числе других работ, представленных на выставке, – кубистический
пейзаж Веры Рохлиной «Тифлис», раритетное полотно Исаака Левита
«Иллюминация Московского кремля», вид маленького французского
городка «Аржента» Василия Шухаева 1929 года и созданное в годы
эмиграции в Риге полотно Сергея Виноградова «В лес по грибы», а также
произведения таких мастеров, как Константин Коровин, Зинаида
Серебрякова, Константин Горбатов, Александр Дейнека, Борис Григорьев,
Мария Васильева и Борис Кустодиев.
Армен Апресян
tvkultura ru
|