Показать сообщение отдельно
Старый 18.04.2012, 05:56 Язык оригинала: Русский       #7
Авторитет
 
Аватар для Valerit
 
Регистрация: 10.05.2010
Адрес: Tallinn.Estonia
Сообщений: 872
Спасибо: 1,892
Поблагодарили 2,163 раз(а) в 570 сообщениях
Репутация: 4358
По умолчанию Биография

"Гедерт Элиас – художник, интерес к которому возрастает с течением времени.
Плодотворный и разнообразный, одаренный не только сильным и своеобразным талантом, но и выдающейся работоспособностью, он был художником, которого выделяли и уважали, даже опасались - но личность его всегда была окутана тайной. Это определялось не только сложными временами, но также его сдержанностью и отчужденностью.
Более тысячи картин, написанных маслом, сотни картин в технике акварели и пастели, тысячи рисунков, статьи по различным вопросам искусства – вот творческое наследие Г.Элиаса, которым он вписал яркие страницы в историю латвийского искусства.
Гедерт Элиас родился 23 сентября 1887 года в местечке Зилени Платонской волости Елгавского уезда. Родители, Янис и Карлин Элиас, сумели привить своим четверым детям трудовые навыки, настойчивость, самостоятельность и точность во всем. Кроме того, мать передала Гедерту умение видеть прекрасное как в малом, так и в большом.
Устойчивые эстетические основы, заложенные в семье, помогли Г.Элиасу прожить жизнь в согласии с самим собой. Даже когда внешние факторы призывали к компромиссу.
Родители обеспечили хорошее образование для своих детей. После окончания начальной школы Г.Элиас учился в Елгаве в гимназии «Академия Петрина» (1896-1897), но в 1898 году он продолжил свое обучение в Елгавской школе с научным уклоном. Учитель рисования Карл Визнер заметил интерес мальчика к искусству и предложил ему обучаться живописи у своего бывшего ученика - молодого и талантливого художника Яниса Валтера. После окончания Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1898 г. Я.Валтер открыл студию в Елгаве, куда в 1902 г. и поступил Г.Элиас. Через несколько лет (1904) он продолжил обучение в частной студии Вильгельма Пурвита (знаменитый латвийский живописец, основатель Латвийской академии художеств) в Риге.
Как и его старшие брат Кристап и сестра Майя, Г.Элиас был вовлечен в революционное движение еще со школьной поры в Елгаве. Во время революции, в период с 1905 по 1906 гг., он был особенно активен. Его учеба прервалась из-за того, что 22 декабря 1906 года Г.Элиас был арестован за участие в революционной деятельности. Через некоторое время он был освобожден под залог и попытался уехать из Латвии. Молодой революционер отправился в Европу с поддельным паспортом (теперь он был Людвиг Теодор Лилау), а 7 лет спустя вернулся выучившимся художником и, благодаря приобретенному опыту, коллеги наградили его званием самого образованного латвийского художника своего времени.
Согласно имеющейся о художнике информации и воспоминаниям современников, Г.Элиас с 1908 по 1913 гг. обучался в Брюссельской Королевской академии художеств. Королевская академия художеств подтвердила, что Лилау Луи, рожденный в Бершола (Россия) 11 сентября 1886 года и проживавший по адресу Браемт 30, Брюссель, поступил в академию 3 октября 1910 года и проучился там до 1912 года.
Учителями Элиаса в живописи были Дж.Делвил (1867-1951) и Г.Ришир (1866-1942).
Элиас приобретал знания не только в академии – он был постоянным посетителем брюссельских музеев и в последние годы обучения часто бывал в Париже, где в то время училась его сестра Майя. Впервые он посетил Париж в 1910 году. Брюссель славился скульптурами и розами, но в Париже искусство было повсюду. Там был Лувр, где начинающий художник мог увидеть работы известных живописцев, которые особенно привлекали его, - например, Рубенса, Рембрандта, Ф.Халса и других.
После учебы в Брюссельской Королевской академии художеств Гедерт Элиас отправился в Париж. Там он пробыл до 27 апреля 1913 года и учился у З.П. Лорана (1838-1921), который преподавал в Парижской школе искусств, а также в Академии Жилиан (вместе с сыном Полем Альбером??). В списке студентов обоих заведений также можно найти имя Г.Элиаса.
В 1914 году молодой художник вернулся на родину. И вскоре после этого он написал довольно необычную картину. Необычную не только потому, что это была одна из немногих работ, подписанных его инициалами и обозначенная датой, но и потому, что картина была неожиданно меланхоличной, наполненной настроением, которое было несвойственно для работ художника, особенно в ранний период.
В 1916 году Гедерт Элиас отправился в Москву, где прожил несколько месяцев до 1917 года, посещая различные музеи и выставки. В Москве он не нашел ничего необычного - Брюссель и Париж с их творческой деятельностью уже дали ему бесценный опыт. Хотя художник был весьма критичен в своих высказываниях в отношении русского искусства, оно все же давало ему новые импульсы. Вероятно, что именно под влиянием традиций Московской живописи изменили свое значение цвета и колорит его картин, хотя линии по-прежнему сохраняли свое декоративное значение.
Гедерт Элиас вернулся в Латвию в 1917 году. В 1919 году он участвовал в деятельности группы Экспрессионистов. Впервые в Риге его работы были выставлены в 1919 году на ретроспективной выставке, организованной группой Экспрессионистов. С 7 по 28 марта 1920 года в Музее искусств была организована первая выставка группы Рижских художников (бывшая группа Экспрессионистов), где было представлено 68 работ Гедерта Элиаса. Эта выставка остается крупнейшей по числу выставлявшихся работ художника.
Большую часть своей жизни (с 1925 по 1953 годы с перерывом в период немецкой оккупации) Г.Элиас работал в Академии художеств Латвии – сначала как преподаватель в натурном классе, затем - в качестве мастера в студии фигуративной живописи. Во время работы в натурном классе художник все больше обращался к живописи с обнаженной натуры. В 1924 году картина "Сидящая женщина" была удостоена премии, а в 1928 году за картину "Пловцы вечером" фонд культуры предоставил Элиасу стипендию для поездки за границу.
Г. Элиас считается основателем пастораля в латышской живописи. Сцены повседневной жизни родного Зилени являются самым выдающимся и достоверным изображением латвийского хутора и его обитателей в национальной живописи. В его картинах эта тема впервые приобрела столь благородный, философски универсальный и эпически протяженный характер. Художник говорил о жизни без идеологического энтузиазма или сентиментальной дидактики, для него природа, человек и труд неотделимы друг от друга: природа примитивно-красива и властно-требовательна, человек – в рутинном ожидании смерти на своей исконной земле, но тяжелый труд - всего лишь часть вечного ритма.
Еще одной важной сферой деятельности Г.Элиаса было написание статей по различным темам искусства для периодических изданий. Примечательной является его работа в качестве главы отдела искусств при Латвийской энциклопедии с 1927 по 1940 годы. Его статьи на различные темы - христианское, первобытное, африканское искусство, барокко и классицизм - можно найти во всех томах за исключением 11-го. Конечно, он уделял внимание также английскому, французскому, датскому, бельгийскому и итальянскому искусству.
В 1940 году была издана книга «Современная французская живопись", написанная в соавторстве со старшим братом Кристапом Элиасом.
Доклады, эссе, выступления, написанные в послевоенный период, не публиковались, хотя они играют важную роль в деятельности Г.Элиаса как историка искусства. Наиболее значительными и объемными по охваченному материалу являются его доклады о Джотто (1946/47 учебный год), о Джорджоне (1948), о технике живописи и искусства в качестве учебного пособия (1949).
Конец 40-х и начало 50-х годов стали очень трудным периодом для Г.Элиаса. 25 марта 1949 года его мать была сослана в Сибирь. В январе 1951 года его брат Кристап был также сослан, судьба его сестры Майи и ее семья до сих пор неизвестна. Кроме того, в 1953 году он был вынужден оставить работу в Академии художеств. После этих сложных переживаний он редко создавал новые картины, в основном выставляя работы прошлых лет.Активный период в его творчестве пришелся на 20-ые - 40-ые годы. Во второй половине пятидесятых годов Г.Элиас много рисовал пастелью - в основном портреты людей, замеченных в поезде по дороге в Юрмалу. Эти работы не были предназначены для выставок, и художник почти никому их не показывал
В конце пятидесятых годов Г. Элиас работал над картиной "1905 год", который имеет несколько вариантов (как маслом, так и в технике пастели). Это были воспоминания о молодости, а также посвящение друзьям и товарищам по оружию.
В шестидесятых годах Г. Элиас также продолжал писать - он создал несколько прекрасных картин, с которыми участвовал в выставках. Художник работал, потому что не мог иначе".
Мария Каупере



Valerit вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Valerit за это полезное сообщение:
aljenat (18.04.2012), Кирилл Сызранский (18.04.2012)