И сказал Иисус:
"И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой. Ибо говорю Я вам истинно: тот, кто убивает, - убивает себя, поедающий плоть убиенную - вкушает от тела смерти".
(Евангелие мира)
Как-то на одном из аукционных фуршетов, привычно выискивая немногочисленные вегетарианские блюда и краем глаза наблюдая за «коллекционерами», – толстосумами и олигархами, уминающими халявные деликатесы, – я вдруг понял, что они просто сошли со скульптуры Паоло Трубецкого «Трупоеды».

Это была единственная «программная» (имеющая название) вещь скульптора. Внизу резюме: contro natura (против природы). Меня тогда посетила одна – возможно, вполне спорная, – мысль: вегетарианство делает искусство мудрее, философичнее и добрее…
Сам князь Трубецкой, убежденный вегетарианец, практически не делал различия между человеком и животным,



а его всадники – это, по выражению самого скульптора, «животные верхом на других животных» (в лучшем смысле этого слова). Поэтому, возможно, памятник Александру ІІІ был не в фаворе у Николаевской челяди и высшего клира.


Художники-вегетарианцы вообще по большей части были изгоями – Леонардо, Микеланджело, Ван Гог, оба Рерихи – всех не перечесть. Но именно они в большинстве своем были первооткрывателями новых измерений в искусстве.
Яркий пример тому – Николай Николаевич Ге. Не только искусством, но и жизнью он утверждал свой особый путь: картин не продавал, жил только за счет плодов собственного труда. Думаю, впервые в русской, а, возможно, и в мировой живописи Н. Н. Ге создал образ «опрощенного Христа» (да простят меня все блюстители православного канона), очень близкого «вегетарианской» эстетике, который вызвал негодование не только власть имущих, но также и художественного сообщества.


Здесь Ге во многом опередил современников, дав христианской теме новый язык – язык экспрессионизма, или, скорее, «протоэкспрессионизма».
Убежденными вегетарианцами были И. Е. Репин и его жена, Н. Б. Нордман, а их «Пенаты» стали такой же художественной Меккой, каковой была «Ясная поляна» для литераторов.
Справедливости ради надо сказать, что среди критиков вегетарианства также было немало гениев. Вспомним хотя бы блестящий рассказ Чехова «Печенег». Впрочем, доктор Астров из «Дяди Вани», один из любимых персонажей Антона Павловича и, по сути, его автопортрет, все-таки не ел мяса.
Среди вегетарианцев случались и отъявленные негодяи: Гитлер, например.
И все же…
В Средневековье вегетарианство считалось ересью. Далеко ли мы ушли с тех пор?