Выкладываю несколько собственных (увы, я не профи в этом деле) фотографий с аншлагового вернисажа в галерее "На Ленивке".
среди всех (многочисленных, естественно) публикаций хотелось бы выделить наиболее подробный отчет очень уважаемого арт-критика.
здесь есть более точные, я бы сказала, "формулировки" , в том числе по спорным вопросам, поднятым ранее на сайте.
полная версия здесь
http://www.gazeta.ru/culture/2012/03/28/a_4108533.shtml
отрывки:
Читать дальше...
Коллекция «мирискусника» Мстислава Добужинского, представленная на выставке «Семейный альбом» в столичной галерее «На Ленивке», представляет художника не как холодноватого эстета, каким его привыкли воспринимать, а как автора теплых и лиричных портретов близких.
***
Именно с бесчисленными перемещениями Добужинского по свету связана история той коллекции, которая экспонируется сейчас в галерее «На Ленивке». В 1936 году художник приезжал в Прагу для участия в постановке оперы «Евгений Онегин» в его сценографии. Там он с интересом познакомился с фондами недавно открытого Русского культурно-исторического музея и подружился с его основателями Валентином Булгаковым и Николаем Зарецким. Их доверительные отношения привели к тому, что двумя годами позже, незадолго до переезда в Америку, Добужинский попросил пражских знакомых принять на временное хранение свой архив, прибывший из Каунаса.
***
Архив благополучно пережил Вторую мировую войну, однако возвращение его владельцу оказалось делом непростым. Зарецкий и Булгаков годами переписывались с Добужинским по этому поводу, но получить часть коллекции (ряд работ пришлось пожертвовать пражским музеям, некоторые другие власти Чехословакии запретили к вывозу как имеющие культурно-историческую ценность) удалось лишь вдове художника: сам Мстислав Валерианович до этого момента не дожил. Подборка несколько раз потом меняла собственников, а пять лет назад была приобретена на аукционе Christie's владелицей галереи «На Ленивке» Еленой Ворониной. Нынешний показ, по сути, является премьерным.
***
«Семейный альбом» заставляет по-новому взглянуть на привычную манеру Мстислава Валериановича. Более того, этот архив довольно неожиданно навевает размышления и по поводу сегодняшнего искусства. Желание рисовать ежедневно, «просто так», не ради конкретного проекта, увы, уходит в прошлое, если уже не ушло. Современный автор, как правило, не утруждает себя работой, которая не влечет за собой тактической или стратегической выгоды. В подобном прагматизме, конечно, содержатся свои резоны, однако некоторые базовые установки при этом неизбежно выветриваются. На примере Добужинского хорошо видно, что еще сто лет назад постоянное и якобы бесцельное рисование воспринималось не как подвиг или концептуальный жест, а как неотъемлемая составляющая всей жизни художника. Упраздни он для себя эту практику – и сразу же нахлынет пустота, ощущение отринутости от профессии. Старомодное, глупое, никому сегодня не свойственное ощущение.