Неожиданно нашла в архивах интересную фотографию: рельеф «Башня», еще до покраски, можно сказать в первые дни создания.
Признаюсь, за некоторыми исключениями мне больше нравятся некрашеные рельефы. Они абсолютно самодостаточны, в них сильнее чувствуется то самое «живое рождение формы», о котором писал в своей статье искусствовед В.С.Турчин. Пористая и шершавая поверхность хранит каждый штрих и поворот мастихина. Такое ощущение, что серая, изначально безжизненная и инертная масса штукатурки не только запечатлела след, но и вобрала в себя энергию движения инструмента.
Авторская техника скульптурного рельефа, придуманная художником Борисом Кочейшвили, дает ему уникальную возможность запечатлеть непосредственное рождение объема, мгновенность претворения творческой идеи в скульптурную форму.
К подобному ощущению стремились многие скульпторы, самые талантливые добивались этого даже в камне и бронзе, несмотря на то, что технологические особенности работы с этими материалами, казалось бы, полностью исключают саму мысль о мгновенном творческом порыве (вспомним горящие фигуры Джакометти, или же экспрессию каменных рабов Микеланджело).
В некрашеных рельефах Кочейшвили меня пленяет именно эта очевидная экспрессия, «живое рождение формы» в сочетании с удивительно выверенной композицией. Сам художник называет свои композиции «крепко сколоченными». И действительно, их строгая геометрия почти всегда построена на треугольнике – самой устойчивой из фигур, и сочетает в себе идеальное равновесие всех частей в то время как каждый ее отдельный элемент полон внутренней динамики.
|