Выставка Светланы Ткаченко «Остатки и останки...»
Куратор Ута Кильтер
Примета: найти пуговицу - к удаче, а если ещё и большую, и с 4 дырочками - к счастью...
Здесь «миф» - это не вид ретропрактики и не вектор, направленный в прошлое; но мистификация, разлитая в реальности. Обращённая к актуальности. Идея проекта проста: либо раздувать миф об Одессе до абсурда, либо разоблачать, но, в любом случае, добывать славу - Gloria - своему городу.
На самом деле речь идёт о том, что люди отказываются жить в настоящем, оно для них не актуально (?!).
Вальтер Беньямин считал, что в представлении о счастье у человека непременно присутствует другое представление: избавление от актуального настоящего и настойчивое обращение к истории. Свойственная позднему Возрождению и особенно эпохе барокко тема «vanitas» - призрачности, тщеты бытия вводила изображение скелетов и черепов в полотна и драмы (откуда и черепа от «бедного Йорика» до Дэмиена Хёрста). Неумолимое течение времени вынуждает острее переживать его, а отличие Личности от индивидуума и состоит в УЯСНЕНИИ того, что и ты смертен. Ты тоже смертен! Вот они, часы, тикают, вот песок, стекающий вниз, в небытие. И тогда встаёт вопрос о ценности твоей жизни и «цене неокультуренного проживания жизни» (Светлана Ткаченко), вне сопряжения с вечностью творений искусства.
Ставши остатками от былых историй, аутентичность костюмов экспозиции заключает в себе ещё и «останки» нашего культурного достояния. Ведь город без Оперного театра считается, по определению, провинцией.
РЕКА времени (море времени) - классика! Оперная певица - дива (от «divina» - божественная), балерина! Не саксофонист, а флейтист!
В экспозиции зрителю представляется редкая возможность увидеть вблизи - и даже очень близко - остатки от подлинного костюма злого гения Ротбара из «Лебединного озера», мышей из «Щелкунчика», из оперы «Пётр I» (была и такая), «Риголетто», «Иоланты», «Жизели»... Вся работа - ручная, всё - истинное. Это - образы, действа УЖЕ сыгранные другими людьми, АКТЁРАМИ.
Здесь помещено уже никому не нужное, можно перешагнуть через всё - потоптать? Распластать по стенам? Либо поставить перед человеком как «vanitas», предоставив ему возможность причаститься к актуально переживаемой вечности, извечному мифу...
Ута КИЛЬТЕР
|