"Над вечным покоем"
Очень люблю эту картину!
Выразительные получились эскизы к картине «Над вечным покоем» 1893 года. В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Вместе с ним в ее образном строе живут и иные переживания художника, придавшие большому полотну, по сравнению с эскизом, более философски спокойный и мужественный эмоционально-образный смысл. Дововльно строга и ясна сама композиция полотна. Величественно небо на картине, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могил «сердечную мысль» художника о «свете, который тьма не объят», о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь, из века в век, «как свеча от свечи» зажигают люди.
Работу над картиной Левитан начал в селе Гарусове под Вышним Волочком, на берегу Удомельского озера, Это, пожалуй, единственный его «сочиненный» пейзаж, не основанный полностью на натурных впечатлениях, а как бы «собранный по кусочкам», скомпонованный из разных эскизов. Уже современники Левитана спорили, какое место изобразил он в своей картине, высказывая различные предположения. Точного ответа нет и теперь, да и так ли это важно? Ведь не конкретный вид интересовал тогда Левитана, а воплощение идеи о скоротечности человеческой жизни и вечной жизни природы. «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх!» — вот какие мысли преследовали художника в момент написания картины.
|