Добавлю еще немного текста (из релиза) и несколько иллюстраций экспонатов.
Центральной идеей всей экспозиции является история личного знакомства двух императоров, их дружбы и вражды, история неиспользованных возможностей для устроения будущего Европы. Ярче всего раскрывают эту идею предметы, связанные с Тильзитом: здесь и первая встреча двух императоров в июне 1807 года, сначала в шатре на плоту посередине реки Неман, затем – переезд в Тильзит и 15-дневное тесное общение, наконец, заключение мира, как казалось тогда обоим, «вечного» мира.
Именно к этому времени относится один из старейших экспонатов выставки – самое первое издание книги о Наполеоне на русском языке («Наполеон – Император Французский», 1806). А сразу же после Тильзита был создан артефакт, который можно назвать символом всей выставки – уникальный бронзовый медальон с эмалевым изображением двух властителей, крепко обнимающих друг друга. На реверсе медальона изображён тот самый неманский шатёр, в котором состоялась первая встреча государей…
Отечественная война 1812 года недаром считается поворотным пунктом в развитии европейского декоративно-прикладного искусства. Стиль ампир – франко-русское порождение – проявился, пожалуй, наиболее ярко именно в произведениях декоративно-прикладного искусства. Отголоски в виде военных сюжетов проявлялись в искусстве Франции и России даже спустя сто лет после самих событий. Вот чайник гарднеровского завода; в медальонах по бокам с одной стороны изображена сцена рукопожатия Наполеона и Александра при заключении Тильзитского мира, а с другой, как свидетельство коварства французов – репродукция картины Василия Верещагина «Пожар Москвы. Возвращение из Петровского дворца». Или жемчужина коллекции А.Вихрова, ещё одна вещь, датированная началом XX в., – ваза Императорского фарфорового завода с изображением картины того же Верещагина «Наполеон на Бородинском поле».
|