НОЖ.
Н.Н. Попов, который родился в Самаре, Г.Г. Ряжский и С. Я. Адливанкин в 1919-м г. приезжают в Самару как уполномоченные Вхутемаса для организации Свободных мастерских.
По акту ИЗО Наркомпроса от 15 августа 1919г Н.Н. Попов получил для Самарского художественного музея из Государственного музейного фонда 35 картин новейших течений русского искусства 1910-х годов. Эта первая коллекция, переданная после революции, представляла собой довольно цельное собрание авангардного искусства, которое должно было стать своего рода "живописной хрестоматией" для будущего самарского Вхутемаса. Здесь были произведения Е.М. Бебутовой, Г.Б. Якулова, М.И. Менькова, М.В. Ле Дантю, О.В. Розановой, К.С. Малевича, А.А. Веснина, В.М. Стржеминского, С.И. Дымшиц-Толстой и других. Не все 35 работ дошли до наших дней ( утрачены, напрмер, в недрах Музея краеведения еще до 1937 года три картины О.В. Розановой и " Скрипка" К.С. Малевича).
К 1921 году в Самарский музей из Наркомпроса было передано свыше 100 картин, на часть их документация не сохранилась.В настоящее время в собрании музея находятся более 40 учебного типа работ ( натюрморты, фигуры натурщиц), по всей вероятности, выполненных в московскиз Свободных государственных мастерских до 1921 года.
Самарский Вхутемас был открыт недолго и в декабре 1921 года прекратил свое существование, побежденный голодом и тифом. "Авангардный десант" вернулся в Москву, где в 1922 голу С.Я, Адливанкин, Н.Н. Попов и Г.Г. Ряжский организовали "Новое общество живописцев" (НОЖ). В собрание самарского музея попали несколько работ, экспонировавшихся на выставке НОЖ. Это "Автопортрет с семьей", "Уполномоченный самарского Вхутемаса"и "Портрет моих родителей" С.Я. Адливанкина и "Женщина в синей шляпке " Н.Н. Попова, поступившие от семей авторов.
По публикациям СХМ.
Т. е., НОЖ был придуман, организован в Самаре, а оформился в Москве.
Последний раз редактировалось Кирилл Сызранский; 18.01.2009 в 18:16.
|