Интернет и художник
Интернет дает возможность сократить кол-во посредников или обойтись вообще без них, и тем самым перераспределить часть дохода, к-у раньше присваивал посредник, в пользу производителя. Художники, являясь производителями на арт-рынке, ожидают, что то же самое произойдет и с ними. Однако на это не стоит рассчитывать, и вот почему: данное утверждение касается в основном массовой (фабричной) продукции с унифицированными свойствами, чем произведение искусства, часто существующее в единственном экземпляре, не является. Кроме того, часто основную ценность произведения искусства несут в себе его нематериальные свойства: престижность, культурно-символический аспект и т.д. Для того, чтобы эта стоимость была оценена, существует инфраструктура, к-я тесно смыкается с "материальным производством" и его обслуживает - это музеи, галереи, дилеры, пресса и т.д. Ничего материального они не производят, кроме дополнительной стоимости, что иногда рождает упреки в их спекулятивной природе, к-е снимаются тем фактом, что эта инфраструктура, как и художник-производитель тратит вкладывая (т.е. инвестирует), в т.ч. и реальные деньги.
Кроме того, уменьшая количество посредников, интернет уменьшает и порог вхождения на рынок, создавая тем самым более конкурентную среду со всеми вытекающими последствиями, как-то: ценовой демпинг, попытки интенсифицировать по сути ручное (кустарное) производство и т.д.
Таким образом, на мой взгляд, Интернет мало что меняет в отношениях художник - посредник - покупатель, хотя у художника и появляется большая степень свободы за счет новых вариантов присутствия на рынке. Примеры выхода художника на рынок и существования на нем без посредников есть, но они немногочисленны, и вызваны отсутствием альтернативы, нежели ее наличием.
|