Наткнулся на работы Валентины Михайловны Ходасевич. Может будет кому-нибудь интересно.
Biography of Valentina Khodasevich (in Russian):
Место и дата рождения: Москва, 23 февраля 1894
Место и дата смерти: Москва, 25 мая 1970
Деятельность / профессия: живописец, сценограф
Дочь юриста и коллекционера искусства, племянница поэта В. Ф. Ходасевича, она очень рано соприкасается с творческой средой. Еще девочкой позирует художнику Василию Ивановичу Комарову; за этим портретом, хранящимся в Третьяковской галерее, последует множество других пера таких мастеров, как Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Федор Рерберг и другие. После краткого посещения курсов при Строгановском училище в Москве, с 1908 г. по 1910 г. проходит практику в Студии рисования и живописи Ф. Рербега. В эти же годы посещает курсы итальянского языка при Обществе имени Данте Алигьери в Москве. В 1909 г. впервые оказывается в Италии, посещает Венецию и Флоренцию, где на нее огромное впечатление производит живопись Ботичелли, особенно «Рождение Венеры» и «Весна»: итальянский художник на всю жизнь останется вдохновляющим образом для ее творчества.
С 1910 г. по 1912 г. работает в Мюнхене и Париже, где сближается с членами «Мира искусства». В 1913 г. выходит замуж за художника Андрея Романовича Дидерикса (1884-1942), знакомого по Парижу, они поселяются в Петрограде. Х. принимает активное участие в жизни авангардистов: в 1915 г. в Петрограде вместе с другими художниками участвует в выставке «Трамвай В», посещает Художественное бюро Н. Добычиной, в Москве участвует в выставках группы «Бубновый валет». В 1917 г., по просьбе В. Маяковского, расписывает зал для «Кафе поэтов» (1917) в Петрограде, а в 1918 делает чертежи мебели и эскизы униформ для кафе «Питтореск» в Москве (1918). В эти же годы работает над книжными иллюстрациями и выполняет несколько портретов, в том числе в 1918 г. - портрет Максима Горького. В 1918 г. художница соглашается на предложение режиссера Константина Тверского оформить спектакль по пьесе Н. Гумилева «Дерево превращений», премьера которой проходит 6 февраля 1919 г. в Петроградском театральном отделе (ПТО). С этой работы начинается увлечение художницы театром, которое не покинет ее до конца дней. Летом 1924 г. во время командировки в Лондон Х. с мужем решают отправиться в Сорренто в гости к Максиму Горькому. Чтобы помочь супругам с получением итальянской визы, Горький обращается к Ольге Ресневич-Синьорелли, которая впоследствии сохранит очень близкие отношения с Х. и просит ее быть посредником между ней и Горьким в ее переводческой деятельности.
Задержавшись по делам в Лондоне, потом в Париже, супруги добираются до Сорренто только 31 декабря 1924 г. и поселяются на вилле «Il Sorito» в Капо-ди-Сорренто. Вместе с Горьким посещают Неаполь и Помпеи. Из Сорренто отправляются в Рим, где их принимает Павел Муратов, который открывает им красоту Вечного города.
После возвращения мужа в Ленинград, Х. возвращается в Сорренто, но получает письмо от Муратова с приглашением Пиранделло быть художником трагедии Джованни Кавиккиоли «Lucrezia» (Лукреция), которую собираются ставить в римском театре Дель Арте и Х. проводит в Риме около трех месяцев (март-май 1925 г.).
Соприкосновение с итальянским театром оказывается не самым удачным: отсутствие самого понятия «режиссер», маленькая зарплата, и дезорганизации в работе труппы (постановка «Лукреции» отменяется) неприятно поражают художницу. Зато в памяти остается встреча с Пиранделло: «низкого роста старик, худой, с бородкой клинышком», который доверив ей эскизы декораций и костюмов для другого спектакля по пьесе «Генрих IV» (1921), вдруг увольняет ее без всяких объяснений.
После римских неудач, причины которых вероятно следует искать в невозможности для театра Пиранделло, финансируемого фашистской верхушкой, обеспечивать работой советскую подданную, художница возвращается в Сорренто. Во время этого пребывания Горького посещают Всеволод Мейерхольд, Вячеслав Иванов, Николай Бенуа, певица Зоя Лодий и другие, в честь которых устраиваются литературные и музыкальные вечера. В Сорренто Х. получает приглашение театра Татьяны Павловой оформить постановку Сергеем Стренковским «Псиши» Ю.Д. Беляева, премьера которой проходит в театре Мандзони в Милане 22 ноября 1926 г. Закончив работу для Татьяны Павловой, Х. тут же получает новое предложение работать над балетом, готовящимся к постановке в Триесте, но отклоняет его, решив вернуться в Ленинград, и летом 1925 г. покидает Сорренто. Италия остается для нее источником вдохновения: в 1927 г. оформляет «Риголетто» Джузеппе Верди, поставленное Сергеем Радловым в студии Ленинградской консерватории. Тем временем не прерывается их переписка с Горьким, пока в марте 1928 она не приезжает снова в Сорренто. Здесь делает несколько набросков окрестностей виллы «Il Sorito» и договаривается с Горьким о работе над его новым портретом. Но вскоре после этого у нее находят брюшной тиф, и ей приходится отказаться от этого замысла. После нескольких месяцев болезни, проведенных на Капри, она отправляется в Париж, откуда осенью 1928 г. возвращается в Ленинград. В СССР продолжает работать сценографом для театров Москвы и Ленинграда.
Последним из 150 постановок она оформляет балет «Спартак» А. Хачатуряна, поставленный 27 декабря 1956 г. в Театре им. С.М. Кирова в Ленинграде.
© 2008 Copyright
www.russinitalia.it
Международный исследовательский центр "Россия-Италия"