Показать сообщение отдельно
Старый 06.11.2011, 01:58 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для fabosch
 
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
По умолчанию Выставка "Арефьевский круг" в Новом музее в СПб

Вечером 3 ноября в Новом музее в Петербурге при большом стечении публики произошло открытие выставки "Беспутные праведники. Арефьевский круг". Событие для Питера заметное, тем более речь идет о художниках по существу положивших начало неофициальному ленинградскому искусству. Это Александр Арефьев, Рихард Васми, Валентин Громов, Владимир Шагин (не путать с Дмитрием, сыном-митьком), Шолом Шварц. Из пятерых участников этого движения в живых остался только один - Валентин Громов (дай Бог ему здоровья и еще долгих лет жизни), который по-прежнему работает.
В экспозиции представлено около 150 произведений живописи и графики разных лет (от 1950-х до 2000-х). К открытию выставки был подготовлен и издан большой, солидный альбом, в котором воспроизведено ок. 400 произведений.
Выкладываю картинки с открытия и привожу часть предисловия к альбому, написанного В. Назанским:

"Казалось бы, искусство, подавленное тоталитаризмом и репрессиями, окончательно погибло в блокаду Ленинграда, но уже через несколько лет оно неожиданно возродилось в среде совсем еще молодых людей, почти подростков, учащихся СХШ при Академии художеств. Несколько юношей, придумав ОНЖ — Орден нищенствующих живописцев им. Св. Луки (по другой версии — Орден непродающихся живописцев), — без оглядки на время и кампанию борьбы с космополитизмом, положили себе бескомпромиссно служить искусству, честно и остро выражать и осмыслять реалии окружающей жизни. Почти все они — А. Арефьев, В. Шагин, В. Громов, Р. Гудзенко, Л. Титов (кроме социально тихого, но внутренне упертого философа Ш. Шварца) — в разное время были отчислены из СХШ за формализм. Р. Васми тоже не стал заканчивать Архитектурный техникум. Молодые художники, как и их друг, поэт Роальд Мандельштам, оказавшись вне системы, выбрали (предпочли) путь художественного саморазвития в кругу дружеского общения. Собираясь несколько раз в неделю, обсуждая работы друга друга, придумывая темы и конкурсы, выбирая «героические объекты видения» и остроту их решений, они росли и набирали творческий кураж. Сознание, глаз, рука были свободны от норм и правил официального искусства, их творчество развивалось в стороне от так называемой профессиональной деятельности. Так и родился ленинградский художественный андеграунд.
Да, художники поддерживали в течение десятилетий дружеские контакты, но начиная уже с 1960-х — они
довольно разные, у них разнонаправленные векторы развития. У каждого складывается свой очень характерный легко узнаваемый стиль. В этой разности и непохожести было и взаимодополнение. Как известно, одноименные заряды отталкиваются. Их объединяла не схожесть ремесленных навыков и стилевых привычек, а общее нравственное отношение к искусству. Все-таки орден — непродающихся, независимых, нищенствующих…В свое время даже Филонов написал портрет Сталина. Но за все десятилетия творчества из-под их кисти не вышла ни одна конъюнктурная работа. Положение, связи, деньги, слава, продажи, выставки любой ценой их мало волновали. Васми говорил, работая в газовой котельной: «Я зарабатываю на картошку и хлеб, и на живопись тоже остается — мне этого достаточно». Картины он отдавал друзьям повисеть на несколько лет. Шварца увлекал больше сам процесс творчества. Часто, завершив работу, он утрачивал к ней интерес. Для В. Шагина живопись — открытое переживание радости бытия, занятие самодостаточное. Непутевые в земных делах, они были настоящие нестяжатели, требовательные к себе в творчестве. Каждый из них в 1970-е –1980-е –1990-е — сложившийся значительный художник с индивидуальной манерой письма, погруженный в свое измерение жизни, словно не замечающий суетных проблем ее обустройства. Даже самый социализованный из них Громов мог прийти в театр в старых лопнувших ботинках, а уж у Васми и Шварца, когда они выходили вместе, нередко проверяли паспорта, а когда уже в годы перестройки они пошли записываться в Творческий союз художников IFA, их как бомжей
задержал милиционер и привел-таки в Союз для идентификации личностей.
В 80-е у арефьевцев появились последователи — они тоже стали носить тельняшки и называться с легкой руки В. Шагина «митьками». Другими последователями, не по букве, а по духу, можно также считать Новых художников.
За последние два десятилетия произошла своего рода музеефикация наследия ОНЖ. Целую коллекцию работ арефьевцев Нортон Додж — крупнейший в мире коллекционер нонконформистского искусства — передал музею Зиммерли в Нью-Джерси, десятки работ появились в фондах Русского музея, ЦВЗ «Манеж», Музея нонконформистского искусства. Абсолютный рекордсмен, с учетом фонда графики, Музей «Царскосельская коллекция». В последние годы работы Р. Васми, В. Громова и Ш. Шварца появились в Третьяковской галерее. Но большая часть работ находится в руках частных коллекционеров, наследников и друзей художников. В течение почти года Новый музей собирал работы, вел переписку с музеями и коллекционерами. Всего было обнаружено около тысячи произведений: в основном графики, меньше — живописи и чуть-чуть скульптуры. Для альбома были отобраны около 400 работ. Часть из них, например работы из американских коллекций, публикуются впервые.
ОНЖ — явление сугубо питерское, порожденное особой культурной атмосферой города, органичное для своего времени и места, но оно носит универсальный характер, и у него своя роль в истории отечественного искусства второй половины ХХ века".

Вот работы А. Арефьева и В. Громова
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_1799.JPG
Просмотров: 323
Размер:	139.9 Кб
ID:	1425631   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Арефьев_01.JPG
Просмотров: 405
Размер:	91.1 Кб
ID:	1425641   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Арефьев_02.JPG
Просмотров: 356
Размер:	174.7 Кб
ID:	1425651   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Арефьев_03.JPG
Просмотров: 398
Размер:	118.0 Кб
ID:	1425661   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Арефьев_04.JPG
Просмотров: 366
Размер:	119.3 Кб
ID:	1425671  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Громов_01.JPG
Просмотров: 358
Размер:	109.6 Кб
ID:	1425681   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Громов_02.JPG
Просмотров: 316
Размер:	139.9 Кб
ID:	1425691   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Громов_03.JPG
Просмотров: 331
Размер:	134.7 Кб
ID:	1425701   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Громов_04.JPG
Просмотров: 325
Размер:	153.8 Кб
ID:	1425711   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Громов_05.JPG
Просмотров: 376
Размер:	114.2 Кб
ID:	1425721  




fabosch вне форума   Ответить с цитированием
Эти 31 пользователя(ей) сказали Спасибо fabosch за это полезное сообщение:
Allena (07.11.2011), belmar (08.11.2011), Flora (09.02.2012), fross (06.11.2011), Grigory (07.11.2011), I-V (06.11.2011), K-Maler (06.11.2011), Kaffsky (06.11.2011), Konstantin (06.11.2011), luka77 (06.11.2011), lusyvoronova (06.11.2011), Masikmak (17.11.2011), Olga137 (08.11.2011), prosto_valentina (07.11.2011), qwerty (08.11.2011), SAH (17.11.2011), Seriy (06.11.2011), spigo (10.11.2011), Tsop (06.11.2011), usynin2 (07.11.2011), Vladimir (06.11.2011), антонсоя (06.11.2011), Артём (07.11.2011), Евгений (09.11.2011), Игорь Гурьев (06.11.2011), Кирилл Сызранский (06.11.2011), Люси (07.11.2011), манна (07.11.2011), Михалыч (07.11.2011), Самвел (06.11.2011), таша (08.11.2011)