Я не случайно назвала этих художников "симпатичными", и этот термин - совсем не пренебрежительный, нет, они вызывают у меня уважение и большое со-чувствие (сим-патию).
Но вчера, пересматривая их наследие, я подумала, как же сильно и быстро влияет политика на искусство. Сразу после великолепного взблеска русской живописи 10-20 гг., в начале 30-х гг. советское искусство - за исключением нескольких художников, чтьи убеждения, очевидно, совпадали с официальными требованиями, см. Дейнеку (что, впрочем, как мы недавно выяснили, не помешало ему отсидеть свой срок), - вдруг стало каким-то "домотканным" - и в общем-то, таким и осталось.
Искусство художников ленинградской школы - это умное, тонкое, интеллигентное искусство, и это уже очень много, особенно по тем временам. Но все эти качества не мешают мне испытывать сожаление и горечь, когда я думаю, что в других обстоятельствах их наследие могло бы выглядеть совсем по-другому.
|