Banned
Регистрация: 05.06.2008
Адрес: UKRAINE
Сообщений: 8,039
Спасибо: 5,979
Поблагодарили 7,016 раз(а) в 2,462 сообщениях
Репутация: 12460
|
Tana, Уверен, что Владимирской, так как реставрация в Кирилловском соборе была закончена раньше.
С 1884 по 1896 гг. руководил внутренней отделкой новосооруженного Владимирского собора в Киеве.
Из воспоминаний А.В. Прахова:
«Боясь, что в мое отсутствие комитет, ведавший денежными средствами (по реставрации Кирилловской церкви), поручит написать образа какому-нибудь местному художнику-богомазу, я взял на себя заботу найти в Петербурге талантливого ученика Академии художеств, который мог бы выполнить в Киеве этот заказ, не выходя за пределы скупо отпущенных по смете денежных средств. В Питере, приехав осенью читать лекции в Университете, я не мог сразу заняться этим делом... Наконец собрался и прямо отправился в Академию художеств к своему старому другу П.П. Чистякову.»
Рассказав об открытии древних мозаик в Киевской Софии, об обнаруженных им и сохраненных без реставрации фресках в церкви бывшего Кирилловского монастыря, Адриан Викторович попросил порекомендовать кого-нибудь из учеников, «кто согласился бы приехать в Киев и написать за 1200 рублей, со своими материалами, на цинковых досках четыре образа для одноярусного мраморного иконостаса в византийском стиле».
«Только что кончил, как кто-то постучал в дверь.
- Войдите! - крикнул П.П. Чистяков.
Дверь мастерской отворилась, и вошел с довольно большой папкой в руках стройный, худощавый молодой человек среднего роста. С лицом не русского типа. Одет он был аккуратно, в студенческую форму, даже со шпагой, которую студенты в то время неохотно носили.
- А вот - на ловца и зверь бежит! Вот тебе и художник! Лучшего, более талантливого и более подходящего для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать...».
Читать дальше...
Там он встретил жену Адриана Викторовича - Эмилию Львовну, 32-летнюю мать троих детей, одаренную и хорошо образованную молодую женщину, которая была душой киевского художественного общества.
Пройдет совсем немного - и Врубель страстно влюбится в нее, она станет его Прекрасной Дамой, музой и вдохновительницей, но, отчасти, - и причиной того, что талант Врубеля не будет реализован в Киеве в той мере, в которой этого хотелось бы и самому художнику, и многим поколениям киевлян.
Врубель влюблен. Ему хочется дарить Эмили Львовне свои полотна. Эскиз будущего шедевра - «Восточной сказки» - она отказалась принять, ссылаясь на то, что такие картины достойны храниться в музее:
«- Когда вы бросаете у нас ненужные вам, незаконченные наброски или дарите мне какую-нибудь маленькую работу - я могу ее принять от вас на память, а эта «Восточная сказка» - слишком серьезная, вполне законченная вещь. Покажите ее Ивану Николычу (И.Н. Терещенко - киевский меценат, владелец собрания, ставшего основой художественных музеев Киева), он охотно купит ее для своего собрания.- Ах, вы не хотите?! - воскликнул Врубель, тут же порвал акварель на несколько кусков, бросил ее на пол и ушел, ни с кем не попрощавшись».
Когда спустя несколько дней он пришел с извинениями, Эмилия Львовна отдала ему конверт с сохраненными кусками. Позже он использовал некоторые из них, наклеив на бумагу и дописав все остальное.
Вот еще интересный фрагмент:
Работы в Кирилловской церкви были закончены в 1885 году, и Врубель уезжает в Одессу, чтобы вскоре снова вернуться в Киев.
Тем временем в Киеве шли подготовительные работы к оформлению нового храма - Собора св. Владимира. Собор был заложен еще в 1862 году, и закончить его строительство планировалось к 900-летию Крещения Руси (1888), но из-за поставок некачественных материалов и ошибок в проектных расчетах строительство, лишь только начавшись, было приостановлено на десять лет. В 1882 году, когда строительство храма, наконец, близилось к завершению, профессор И. Малышевский предложил необычную концепцию его оформления - внутри он должен был иметь вид древнерусского собора, времен эпохи князя Владимира.
Свои услуги по составлению проекта тут же предложил Андриан Прахов, имевший заслуженную репутацию большого знатока искусства Киевской Руси. В 1885 его назначили руководителем строительного комитета и доверили оформление собора. Основным исполнителем росписей стал Виктор Васнецов, который внимательно изучил оригинальные древнерусские мозаики Софийского собора и недавно открытые фрески Кирилловской церкви, над восстановлением которых работал в тот момент Врубель, и самоотверженно взялся за работу.
Почему Врубель не участвовал в росписях этого храма?.Историки искусства сходятся во мнении, что решающую роль в тот момент сыграло не что иное как напряженность в личных отношениях Врубеля и Адриана Прахова.
Михаил Александрович знал о планах по оформлению Владимирского собора и мечтал принять участие в этой работе. К моменту окончания работ в Кирилловской церкви у него уже было множество эскизов росписей для собора св. Владимира. Он работал над ними и в Киеве, и в Венеции. Но работы распределяются без него, кроме талантливейших Васнецова и Нестерова, Прахов приглашает польских художников Котарбинского и Сведомского, которые пользовались тогда популярностью у публики и которым, несмотря на постоянно урезавшуюся смету, были выплачены солидные гонорары.
Игнорирование его со стороны Прахова Врубель воспринимает как тяжелое личное оскорбление. Но, вернувшись в Киев из Одессы и немного остыв, он все таки приходит к Прахову и предлагает ему помощь в разработке хотя бы отдельных элементов росписи.
Позже Адриан Викторович, пытаясь объяснить неучастие Врубеля в основных работах по оформлению Владимирского собора, в котором его обвиняли еще при жизни, и сам не скрывал личных причин:
«Я должен был руководить созданием Владимирского собора. Дело это я отдал в руки В. Васнецова... С Врубелем мы тогда не нашли общего языка по исключительно личным причинам. В 1886 я вынужден был снова уехать на Восток для дополнительных исследований и о Врубеле долгое время не имел никаких известий... Лишь в 1887 году, когда работы в соборе уже шли полным ходом, Врубель пришел ко мне и спросил, не возьму ли я его снова с собой работать. Я предложил ему самостоятельно расписать арку напротив входа. Я понимал все своеобразие таланта Врубеля и хотел дать ему такую работу, где бы он был наименее ограничен общим планом и характером росписи».
Врубель брался за любую работу во Владимирском соборе. Ему предложили расписать плафон «5-й день творения мира», и он это сделал, но работа не была принята строительным комитетом, который предварительно утверждал эскиз Сведомского. Причина - выполненная Врубелем работа значительно отличалась по стилистике от эскиза. И работа была перерисована другим художником. Не был принят и эскиз Врубеля «Воскресение Христово». Еще одна задумка - «Сошествие святого духа на апостолов» не была даже воплощена в эскиз, так и оставшись карандашным рисунком - она не вписывалась в общий план росписи собора.
После отказа от работы одного из задействованных в росписях художников Врубелю предоставился шанс выполнить роспись стен одной из лестниц собора, была даже выбрана и тема - «Жизнь князя Владимира-Красное Солнышко», но вскоре стало известно, что в Петербурге строительный комитет при Министерстве внутренних дел значительно сократил смету на окончание внутренней отделки храма. И роспись лестницы будет заменена покрытием простой малярной краской с небольшим добавлением орнаментов. В итоге Врубелю досталось лишь выполнение несколько орнаментов, которые теперь и демонстрируют киевские экскурсоводы гостям города.
Свои первоначальные эскизы для оформления Владимирского собора Михаил Александрович показал Прахову уже только накануне своего отъезда в Москву в 1889 году.
Кому будет интересно прочитать больше, пожалуйста сюда:
[url]http://www.vlsobor.com/author_10.html[/url]
Последний раз редактировалось uriart; 23.10.2011 в 10:15.
|