4 Биеннале современного искусства (
http://4th.moscowbiennale.ru/ru/prog...n_project.html) «Переписывая миры» частенько поругивают. Всяк за свое. Кому-то не хватает пафосности и хотя бы легкого ощущения «бохато» (сравнивают с Гаражом двухлетней давности), другим кажется перебором нагромождение из 40 параллельных проектов, когда даже какие-то полукустарные проекты идут под зонтиком биеннале. Ну, есть такой момент.
Меня вот, например, в основном проекте на ARTPLAY резанула буквальная трактовка темы «Переписывая миры». Ах, миры? Значит – карта мира. И собрали сразу несколько географических карт: и их целлофановых пакетов с водой, и из спичек и просто принт сокращения площади Палестины, и «глобус мордовии». Может нужно было как-то карты квотировать? Лично мне еще не хватало общего акустического фона. Современные работы не любят тишины.
А в остальном – вполне себе. Чувствуется, что у устроителей в почете интерактив – художественные конструкции, требующие прямого вовлечения зрителя. Чувствуется повышенный интерес к техническим новинкам. Почти все объекты несут мультимедийную составляющую. Показывают довольно много видео. Эту тему спонсирует Samsung, крутит видеоработы на своих телевизорах и такая реклама запоминается. Классические формы (живопись, графика, скульптура) есть, но довольно мало. Из столпов – кентавр Нео Рауха с двумя канистрами.
На ATPLAY показывают только часть основного проекта. Вторая часть - в ЦУМе.
На фото: карта из спичек - проект Клэр Фонтэн. Сейчас их охраняют, чтобы не подожгли. Но в закутке можно посмотреть фильм, как эта работа тонет в клубах дыми и огня (по эффекту домино). Ее карта называется PIIGS - аллюзия на тему стран с "огнеопасной" полудохлой экономикой.
Печатающая машинка была сломана. Но Сергей Катран, который ее видел в действии, рассказывал, что это один из самых впечатляющих экспонатов. На лист при нажатии на клавиши проецируются проекторные световые буквы и потом как-то причудливо растаскиваются насекомыми. Сложно представить.