Показать сообщение отдельно
Старый 26.09.2011, 03:41 Язык оригинала: Русский       #4
Бывалый
 
Регистрация: 26.09.2010
Сообщений: 381
Спасибо: 106
Поблагодарили 976 раз(а) в 257 сообщениях
Репутация: 1953
По умолчанию Оливье Бертран: «Искусство Похитонова для меня стало шоком»

Оливье Бертран: «Искусство Похитонова для меня стало шоком»
17.06.2011
Вопросы к эксперту

Имя Оливье Бертрана известно всем, кто интересуется живописью. Признанный эксперт, исследователь творчества Ивана Похитонова, знаток бельгийского искусства – с этим удивительным человеком можно говорить бесконечно. О живописи, эстетике, законах современного рынка антиквариата и стоимости произведений искусства. Как изменился рынок за последние несколько десятилетий, и во что сегодня выгодно инвестировать?

— Мистер Бертран, Вы – международно признанный эксперт по бельгийскому искусству, также специализируетесь на творчестве русского художника Похитонова. В связи с этим мой первый вопрос: что Вы скажете по поводу того, что средняя стоимость картин Похитонова многократно возросла за последние 10 лет?

— Сейчас мне 45 лет, а было 17, когда я впервые открыл для себя работы Похитонова, и это стало для меня шоком. В то время картины Похитонова были очень редкими на рынке, их цена была примерно 3000-5000 евро. Это было вызвано дефицитом, а также слабым спросом на русских художников.

В 1997 году 3 картины появились на французском рынке, в то время я работал для важного бельгийского коллекционера. Тогда многие почитатели Похитонова были бельгийцами, потому что художник жил в Бельгии почти 30 лет. Одновременно я познакомился с русским коллекционером, который решил купить работы Похитонова вне зависимости от стоимости. И тогда мы впервые увидели картину этого художника, очень красивую и очень большую, которая стоила более 30000 евро. А потом другую, поменьше, которая стоила, как я помню, 15-18 тыс. евро. Я был откровенно удивлен повышением стоимости на работы Похитонова только из-за внезапного появления конкурента.

Затем я был на Sotheby’s в Лондоне, в октябре 1998, и встретил этого человека еще раз. Вновь конкуренция была очень высокой, так что картина ушла более чем на 10 000 или 13000 фунтов, выше чем оценочная стоимость. С этого времени все обратили внимание на Похитонова, и русские покупатели пришли на рынок.
Читать дальше... 

Таким образом, рост цен – достаточно логичное явление, когда появляются русские олигархи и банкиры, заинтересованные в Похитонове, который был фантастическим и очень важным художником, десятилетиями он оставался забытым и не был доступен российским коллекционерам. Сложно ответить о средней стоимости картин Похитонова сегодня, и в принципе, этот вопрос непрост для работ любого мастера. Я могу сказать, что шедевры Похитонова, такие как «Импрессионизм», «Вид на город», «Вид на Париж», которые украшали обложки каталогов Sotheby’s или Christie‘s, могут стоить до полумиллиона фунтов. Рекордом стала сумма в 400-500 тысяч долларов (не вспомню точно цифры), которые были заплачены 3-4 года назад.

Что еще важно: я являюсь гарантом того, что любая картина Похитонова, представленная на рынке, является аутентичной, ведь существует масса подделок. По каждой работе Похитонова большинство аукционных домов связываются со мной, и если я говорю, что это подделка, то они не выставляют картину на торги, то есть у покупателя появляются гарантии, а они дорогого стоят.

— У вас есть последователи?

— Сейчас я готовлю каталог raisonné, он уже почти окончен, будет выпущен в этом году. Это очень важно и для меня, и для моих коллег. Когда я покину мир искусства, уже никто не сможет приобрести аналогичную экспертизу за короткое время, так как только я занимаюсь работами Похитонова уже много лет. В то же время необходимо, чтобы мой опыт не пропал, и картины художника были оценены по достоинству. С публикацией каталога raisonné рынок останется сильным, потому что в издание войдут неизвестные работы, которые спрятаны в хранилищах, но могут появиться на рынке. У меня собран большой архив, старые черно-белые фотографии и много другой информации, все это я планирую опубликовать.

— Как Вы считаете, рост стоимости – это феномен одного художника или же это можно отнести к русскому искусству в целом?

— Развитие российского рынка в последние 15 лет абсолютно и не подлежит сомнению. Многие известные русские художники возросли в цене, такие как Репин, Айвазовский или Шишкин. Многие работы этих художников были куплены, когда коллекционеры могли их купить. Но сегодня существует и другая проблема с некоторыми важными художниками, например, с Александрой Экстер: непонятно, кто является экспертом по этому мастеру, почему этот человек эксперт и т.д.? Этот факт имел большое влияние на стоимость картин Александры Экстер, ведь не было уверенности, что картины являются аутентичным, потому что они никогда не были воспроизведены или опубликованы, не было истории, которая могла бы доказать их подлинность. Поэтому люди относятся с прохладой к таким картинам, но в то же время у работ с экспертным заключением рост стоимости был таким же значительным, как и в случае с Похитоновым.

— Во время вашего изучения Похитонова приходилось ли вам сталкиваться с легендами, это всегда очень интересует покупателей?

Мы не можем говорить о легендах в этом случае. Похитонов был особенным человеком, очень дискретным, он рисовал детально на маленьких панелях с уникальной техникой детализации. Похитонов – изумительный художник, у него есть чувство цвета, чувство перспективы. Он гений с его техникой, его взглядом… А легенды – это, скорее, истории для рынка, для общественности, а я ближе к реальности.

— Перейдем к рынку бельгийского искусства. Как бы вы оценили его положение на международном рынке?


— Очень плохо. Это политическая проблема Бельгии, и она существует уже давно. Впервые бельгийское искусство было выставлено на торги в 1970-м году, когда наиболее влиятельные дилеры и коллекционеры провели ярмарку в Лондоне, это стало первой попыткой вывести бельгийское искусство на рынок. В конце 80-х, впервые в 88-м и 89-м, а в последний раз в 90-х, Christie’s повторили эту попытку. В первый раз это было фантастично, потому что многие люди того времени, 20-30 лет назад, были лично заинтересованы в бельгийском искусстве, оно славилось высоким качеством исполнения.

В наши дни бельгийский рынок очень слабый. Многие крупные дилеры закрыли свои галереи, сегодня, в основном, выставляются Магритт, Энсор и Делвокс (Delvaux). А также представители современного искусства: Tuymans, Пономаренко и Дельвое (Delvoye), Ян Фабре (Jan Fabre). Картины наиболее важных художников, таких как Магритт, вывозятся из страны и не возвращаются в нее, то же самое с Делвоксом и Энсором.

В остальном я вижу, что коллекционеры, которые покупали 20 лет назад, сейчас прекратили приобретать те же самые вещи. Фламандские экспрессионисты, такие как Gustave de Smit, Frits van den Berghe, Constant Permeke стоят дешевле, чем 15 лет назад. Например, вы можете купить шедевр да Смета (de Smet) за 200-300 тысяч евро, но 20 лет назад это стоило бы вам 1 миллион. Но 20 лет назад люди покупали, а сейчас, даже несмотря на стоимость, люди перестали приобретать эти картины. Этот рынок опасен для тех, кто думает об инвестициях, хотя сегодня хорошее время для тех, кто ценит бельгийских художников. Их картины можно недорого купить для собственного удовольствия, но не для дальнейшей продажи.

— Как вы считаете, имеют ли аукционные дома большое влияние на установление оценочной стоимости лотов?

— Важность аукционных домов, разумеется, была и остается очень сильной. Более того, я считаю, что они убивают рынок галерей, покупая их. Половина того, что они продают, проходит не через аукционы, а через частные сделки, так что аукционные дома, классические аукционные дома превращаются в дилеров, и лично я считаю это нечестным по отношению к классическим дилерам. Рынок полностью изменился. Оценочная стоимость более не представляет собой реальный рынок, а больше похожа на соревнование Sotheby’s и Christie’s, которые мечтают получить наиболее значимый кусок. Поэтому оценочная стоимость является не отражением рынка, а скорее, отражением требований о продаже от перспективных покупателей. Особенно отчетливо это видно на примере рынка современного искусства.

Я был крайне удивлен, когда 3 недели назад посетил вечер современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке и увидел, что скульптура «Розовая Пантера» Джефа Кунса оценена в 20-30 миллионов долларов. Это чистое безумие! И несмотря на фантастическую стоимость, ее продали приблизительно за 15 миллионов - люди, заинтересованные в современном искусстве, готовы платить огромные деньги. Возможно, через какое-то время ситуация изменится, и цены начнут снижаться.

— Большое спасибо за уделенное время!

Интервью специально для AuctionLot



Artem вне форума   Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо Artem за это полезное сообщение:
Flora (26.09.2011), NATA NOVA (26.09.2011), Peter (26.09.2011), Seriy (26.09.2011), uriart (26.09.2011), Евгений (26.09.2011)