Морфинист 
 
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938) – немецкий художник, стоявший у истоков экспрессионизма. Его трагическая судьба – отражение потрясений, с которыми столкнулась Европа в первой половине 20 века. Измученный модным лекарством морфием и неврастенией, с покалеченной во время Первой мировой войны психикой и окончательно растоптанный нацистами в преддверии Второй мировой, Эрнст Людвиг Кирхнер прожил не столько свою личную историю, сколько историю Германии того времени. 
 
В 1905 он стал одним из основателей и идеологом  художественной группы "Мост" (Die Brücke), к которой позднее присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский. Его интерпретация цели своего искусства звучит как "формирование иероглифов, в которых мир видимого дает возможность увидеть сокрытые внутри него творения".  На Кирхнера повлияли Винсент Ван Гог, Альбрехт Дюрер, а также искусство этрусков и первобытных народов Африки. Экспрессионизм начала века подразумевал достижение особенной, подчас гротескной выразительности. Нервные изломанные линии на холстах приобретали самостоятельную значимость, главными цветами были насыщенные желтый, синий и красный,  в изображениях доминировали контрасты, упрощенные формы и четкие черные контуры. 
 
Вскоре после переезда в  Берлин  в 1912 году Кирхнер рассорился с членами группы "Мост" и стал работать самостоятельно. В это время он создал лучшие свои работы. Экспрессия Кирхнера превращает городские улицы невыносимую агрессивную среду, которая способна уничтожить человека.  На картине "Уличная сцена в Берлине" (1913) мазки нанесены как в лихорадке, и это вызывает ощущение смутной тревоги, словно предчувствие приближающейся Первой Мировой войны. Дамы и франтоватые мужчины похожи на хищных птиц, готовых напасть на жертву. Недавно на Christie’s один из вариантов этой картины была продан за 38 миллионов долларов миллиардеру Рональду Лаудеру. 
 
В 1914 Кирхнер ушел на фронт добровольцем и  служил артиллеристом под Галле. Через год он был комиссован по состоянию здоровья. Несколько раз лечился в швейцарских санаториях от тяжелой депрессии. Пошатнувшееся  физическое и психическое здоровье художника отразилось в картине "Автопортрет в солдатской форме" (1915), где изображен человек, тянущий вверх окровавленный обрубок правой руки - символ угасающей созидательной силы. После войны Кирхнер страдал нервными расстройствами, мучился приступами тревоги и пристрастился к морфию. Современники отзывались о нем как о неосмотрительном, вспыльчивом и крайне подозрительном человеке, под влиянием депрессии и наркотиков эти качества только усилились. 
 
В  1917 художник переехал в Фрауэнкирхе близ Давоса, и Швейцария немного излечила его. Городские сцены сменились горными пейзажами,  картины стали более позитивными. В 1922 году он переехал на виллу под названием "Дом на дикой земле", где  и закончил свои дни.  В конце 20-х годов работы Эрнста Людвига Кирхнера получают признание, выставляются в музеях, о нем выпускают монографии, в 1928 он принимает участие в Венецианской биеннале. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и Кирхнер — член Прусской академии искусств и активный творческий деятель — был изгнан из академии, а 639 его работ — изъяты из музеев по всей Германии и включены в показательную выставку "Дегенеративное искусство". Унижение и панический страх перед войной снова привели Кирхнера к злоупотреблению алкоголем и морфием. 
 
У него началась паранойя, ему казалось, что нацисты доберутся до него даже на территории нейтральной Швейцарии. Под влиянием маниакальной депрессии он застрелился в своем доме в Фрауэнкирхе в 1938 году в возрасте 58 лет.
		 
		
		
		
			
		
		
		
		
		
		
 
  
		
	  |