Показать сообщение отдельно
Старый 30.05.2011, 16:28 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для раскатов
 
Регистрация: 08.01.2009
Сообщений: 1,424
Спасибо: 543
Поблагодарили 1,940 раз(а) в 474 сообщениях
Записей в дневнике: 5
Репутация: 2950
По умолчанию Весенняя выставка картин.Одесса.март-1914.

Интерес к Весенней выставке 1914-го в Одессе появился у меня случайно. После того, как мне попали в руки нескольких анонимных рисунков и один театральный эскиз (холст/масло), как было представлено, из архива , совершенно забытого, участника этой выставки, тогда ещё студента ОХУ, Зиновия Ефимовича Молочника. Выставка была грандиозная, представлены художники Москвы, Петербурга, мюнхенской группы В.Кандинского и др. Из одесситов участвовали художники «левого направления», в том числе М.Гершенфельд, А.Нюрнберг, С.Олесевич. Позже у меня появился Каталог с полным списком участников и их работ. Кстати, рисунки самого З.Е. Молочника,(на выставке экспонировалась четыре его графических работы), меня не впечатлили. Кое-что из его графики есть на сайте «Книжная графика». При дальнейшем изучении каталога стала выясняться судьба анонимного театрального эскиза (холст/масло). На нем изображено море, небо и две призрачные фигуры на берегу. Всё так ясно, что я сразу вспомнил А.С. Пушкин: «Сцена из Фауста».
(Берег моря. Фауст и Мефистофель).
Фауст.
Мне скучно, бес.
Мефистофель.
Что делать, Фауст!
…………………………
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
……………………………»
А небыло ли театральных эскизов на тему «Фауст» на Выставке 1914 года. Да, были, и даже несколько, но не студента одесской художественной школы, а его учителя и организатора выставки М.К. Гиршенфельда.
По каталогу это №19. Эскизы декораций к «Фаусту» Гете (1913). – 11 штук.

Михаил Гершенфельд (1880–1939) – живописец, график, театральный художник, критик. Образование он получил в Германии, Франции, учился живописи в "академии" в Париже. Дружил с неоимпрессионистами. Выставлялся в салонах Парижа и, по утверждению С. Липкина, в одном из салонов, получил на выставке золотую медаль за какое-то произведение. Впервые представил свои работы в Одессе на выставках Салона В.Издебского. Наряду с Д.Бурлюком, Л.Гроссманом, Н.Инбером, С.Юшкевичем, принимал участие в вечерах и лекциях в рамках программы Салона. В 1913 г. вместе с В.Издебским организовал экспериментальный театр «новой драмы» и сделал эскизы декораций для несостоявшегося спектакля «Фауст». Одесская школа живописи начала складываться еще в 1913 году, когда художник и критик М.К. Гершенфельд организовал эстетический кружок, участники которого стремились приобщить Одессу к художественной культуре мирового авангарда. Именно он выступал в качестве лидера этой одесской группы. Вот как выглядело сформулированное им сredo «Весенней выставки» 1914 года: « Каждый художник волен создать себе свой собственный живописный язык, на котором он наиболее выразительно, громко и сильно может приобщить нас к миру его восприятий…Иными словами, сюжет в картине не имеет значения. Усилием живописного восприятия художника, краска и линия слагаются в тот, а не иной узор, в такую, а не иную концепцию..» Этот кружок организационно оформился в одесское "Общество независимых художников", которое просуществовало всего два года — с 1917 по 1919. Общество одесских художников было создано по образу французского «Общества независимых», стилистика и тематика произведений еврейских живописцев созвучны с творчеством французского постимпрессионизма. Почти все участники "независимых" учились в Одесском художественном училище у живописца Кириака Костанди в традициях южнорусской школы живописи.
Автор программной статьи «Об искусстве и радости» и обзоров одесской художественной жизни в 1913–1917 гг. для петербургского журнала «Аполлон». Был преподавателем Свободной академии изящных искусств, организованной Обществом независимых художников в сентябре 1918 г. Весной 1919 г. после установления советской власти в Одессе участвовал, наряду с А.Экстер, Фазини, Фраерманом, Нюрнбергом, в оформлении города к первомайскому празднику.
В процессе исследования выяснилось, что в самой Одессе работы «независимых» почти не сохранились.
На фото: На банкете после закрытия Весенней выставки картин 1914 г.
Нижний ряд, слева: первый - М.К. Гершенфельд.
Фото из семейного архива симьи О.Б. Менайловой (Одесса).
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: масл2.jpg
Просмотров: 522
Размер:	50.9 Кб
ID:	1266351   Нажмите на изображение для увеличения
Название: масл.2а.JPG
Просмотров: 430
Размер:	174.1 Кб
ID:	1266361   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Масл.1.JPG
Просмотров: 513
Размер:	130.2 Кб
ID:	1266371   Нажмите на изображение для увеличения
Название: масл.5.JPG
Просмотров: 427
Размер:	137.7 Кб
ID:	1266381  



раскатов вне форума   Ответить с цитированием
Эти 13 пользователя(ей) сказали Спасибо раскатов за это полезное сообщение:
Allena (02.06.2011), chealex (30.05.2011), Glasha (05.08.2011), I-V (02.06.2011), Kaffsky (30.05.2011), SAH (01.06.2011), Santa (05.08.2011), sergey7 (05.08.2011), Seriy (05.08.2011), Tana (05.08.2011), Вивьен (01.06.2011), Ильин (04.08.2011), Кирилл Сызранский (02.06.2011)