Цитата:
Сообщение от Veronic
Наверное мы читали разного Нойманна.
|
Мы читали одну книгу, но по-разному.
Я пытался обратить Ваше внимание на
общую позицию Нойманна в отношении нового искусства, на дух его статей.
Если же вырывать высказывания из общего контекста, то начнется времяубийственная и бестолковая война цитат.
Распад старого культурного канона вовсе не рассматривается автором как явление, которое следует оплакивать. Это естественное следствие глобальных перемен в мире. Назначение творческих направлений искусства - разрушить привычный канон, с его "красивостью".
Я приведу еще несколько отрывков, поскольку это м.б. интересным для всех участников форума,
и в строгом соответствии со смыслом текстов Нойманна.
Читать дальше...
"Великое искусство такого рода почти всегда заключает в себе трагедию. Компенсация культурного канона означает противостояние ему, то есть, противостояние сознанию и ценностям эпохи. Художник-творец, миссия которого заключается в компенсации культурного канона и сознания, является, как правило, изолированным индивидуумом, героем, который должен разрушить старое для того, чтобы дать возможность взойти солнцу нового.
...
Веление времени действует в художнике, даже если он этого не хочет или этого веления не ощущает, или же не понимает его истинного значения. В этом смысле он схож с провидцем, пророком, мистиком. И именно тогда, когда он не отражает существующий канон, а кардинально преобразует его, его деятельность поднимается на сакральный уровень, ибо он непосредственно отражает истину и сверхъестественное."
За выполнение "пророческой" миссии никогда не гарантировались ни конфетки от жизни, ни душевный комфорт. Вы говорите о самосовершенствовании? Самосовершенствование для пророка - это шаги к тому, чтобы быть растоптанным толпой или распятым блюстителями "канона".
"...
еще существует искусство позавчерашнего дня. Но фальшивая невинность этого псевдоискусства, которое пытается освещать жизнь светом давно угасших звезд, вызывает не меньшее беспокойство, чем искусство, принадлежащее нашему времени".
Тот фрагмент текста, который вы приводите о художниках, порвавших со старым каноном - о том, что "отчаяние и напряжение, в котором они работают, резко контрастируют со спокойствием художников прошлого, чувствовавших себя носителями традиции", не имеет у Нойманна смысла осуждения этой ситуации и призыва возврата к спокойствию и благодатной гармонии. Все прямо наоборот - он сочувствует подлинным творцам, которых наша эпоха обрекает в муках нести крест дисгармонии. Потому что без этих отчаянных усилий нельзя будет придать хаосу новую форму. Какой она будет - мы не знаем.
Одно можно сказать определенно - она не будет найдена ни "методом страуса" - путем погружения головы в песок (самоизоляции от духа времени) с целью "получения информации из высших планов" , ни методом бальзамирования мумий старого канона.
Примешивать теософские термины (мыслеформы, астрал...) в язык психоанализа - это уже совсем несерьезно.