Показать сообщение отдельно
Старый 10.05.2011, 23:53 Язык оригинала: Русский       #2
Пользователь
 
Регистрация: 27.03.2011
Сообщений: 38
Спасибо: 1
Поблагодарили 76 раз(а) в 27 сообщениях
Репутация: 156
По умолчанию

ОБЬЯТЬ НЕОБЬЯТНОЕ


Культурное зрение или т. н. «насмотренный глаз» при взгляде на картину видит за ней, через нее, ее предшественников - этапы, которыми развивалась определенная художественная идея. Неизвестно, хорошо ли это, когда путь становления мастера так прозрачен, очевиден, но, чаще всего, именно так и происходит - художник преломляет в своем творчестве идеи предшествующих эпох, актуализирует их, развивает и, делая их, подчас, неузнаваемыми, «посылает» в будущее. В картинах Александра Батурина легко узнается «мировидение» его учителя Стерлигова, ученика Малевича, кубизм, Сезанн и …икона. Тут нет противоречия: и кубизм и икона изображают не только видимое, но и мыслимое, открывающееся не только глазу, но и знанию, интуиции, вере. Стерлигов создал школу, систему, многочисленные адепты которой, его ученики, активно развивают ее по сей день и называется она «чаше - купольной»: если условно представить вселенную сферичной, то изнутри, с точки зрения живущего в этой вселенной человека, нижняя половина этой сферы будет чашей, а верхняя, накрывающая ее - куполом. Конечно, наивно, но ведь это не более, чем художественный образ, извечная попытка искусства привести сложный, противоречивый, драматичный, непостижимый мир к поэтической гармонии, ясной упорядоченности, приручить его воображением. Идея сродни платоновской. Для Александра Батурина, родившегося в 1914 г., в 30 х прошедшего через тюрьмы и ссылки, лишения и унижения, она должна была быть смягчающим его трагические контакты с миром, бальзамом. «Я по своей природе… оптимист. Я считаю, надо радоваться жизни!» - наивно и трогательно говорил он. Стерлигов учил видеть натуру обобщающим, синтетическим зрением, обнаруживая скрытые в ней простые, ясные, геометрические формы: «геометрия простых форм всюду естественно присутствует». Собственно, в основе этой эстетики - классическая формула Сезанна о шаре, конусе и цилиндре, как праформ всего живого.
Читать дальше... 
Действительно, в пейзажах Батурина все округло, плавно - кроны деревьев, берега рек, волнообразная поверхность земли, формы перетекают друг в друга, сливаясь в единый ритмический, струящийся поток. В этих картинах редко появляется намек на перспективу и линию горизонта, как границу видимого. Реки, холмы, все эти мягкие, женственные «кривые линии», как основа системы, уводят взгляд в запредельные пространства, создают впечатление той самой «мебиустичности» (выражение Стерлигова, лента Мебиуса - знак бесконечности), сферичности, которая и была главной целью, сверхидеей наследников Малевича.
Батурин всегда работал с натуры, делал этюды, чтобы потом, в мастерской, избавить предмет от подробностей и превратить в чистую форму. Соотношением тонов он гранит форму, как алмаз, словно извлекая из нее глубинный свет. Материя у него прозрачна, легка, светоносна, поверхность холстов мерцает и переливается. Пространство то убегает вдаль («Вечер на реке»), то приближается («Голубой лес», «Осень в подмосковье»), природа на этих картинах, сохраняя чеканную классичность, остается живой и подвижной.
По странной прихоти судьбы ли, вкуса пейзажи Батурина представлены в невольном диалоге с художником иного поколения и иной культурной традиции. Франко Виола итальянец, а уже сама эта данность накладывает бремя ответственности: дело даже не в невольном сравнении с классиками, а в том, что они всегда перед глазами и определяют некий эстетический и образный канон, тем более, что Виола родился на Сицилии, где сохранились очень редкие в мире греческие подлинники. Он на полвека моложе Батурина (р.1953 г.) и не имеет художественного образования. В 1977 году он получил диплом инженера -электротехника Римского университета. К искусству обратился в 80 х, начал с графики, затем перешел к акварели и маслу, первая персональная выставка - факт признания его творчества - состоялась в 1993. Часто техническое образование и артистические наклонности становятся причиной драмы в биографиях художников, но не в данном случае. Именно занятия астрономией и космонавтикой привели Виолу в искусство, когда он открыл для себя величавую, непостижимую красоту Вселенной. Ведь и Гагарин был потрясен ее ослепительным зрелищем, а для Леонова, писавшего картины с детства, настоятельной потребностью это стало именно после полета, когда он увидел Землю из космоса.
Пейзажи Виолы называют «телескопическими» по вполне понятным причинам - он «живописует», поэтизирует открывшееся ему мироздание, у него иная, чем у Леонова, проекция, космические красоты Земли он может показывать только виртуально.
Критики настойчиво пытаются найти стилистические, художнические истоки итальянского мастера и диапазон их сравнений неоправданно широк - немецкий экспрессионизм, вплоть до Клее, американский абстрактный экспрессионизм, включая Ротко, Гоген и т. д., при этом, совершенно игнорируются итальянские мастера ХХ в. Все упомянутые сопоставления основаны не на сути творчества Виолы, не на душевном посыле, а на внешнем пластическом сходстве - широкие цветные плоскости, резкие, словно разрезающие холст линии, но именно экспрессии - судорожного, душевного напряжения, эмоциональной энергии нет в этих отрешенно холодных пейзажах. Они скорее близки - по их содержательной сути, итальянской метафизике - Кирико, Карра, Моранди, с их стремлением постигнуть невидимое, заглянуть за край очевидного. Еще более уместно вспомнить Лючо Фонтана с его светоносными разрезами на холстах и идеей бесконечности; сами названия его работ - «Пространственная бесконечность», «Конец Бога», «Космическая среда» могли вдохновить Виолу.
Главная его тема - открывшаяся ему пугающая, жуткая безмерность Вселенной, ее мертвенная, холодная пустота. «Меня ужасает вечное молчание этих безграничных пространств…все возникает из небытия и уносится в бесконечность. Чел. не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей» - писал в XVII в Паскаль. Для человека XX - XXI вв. мало что изменилось. Многие виды намеренно, м. б. под влиянием фотографии, фрагментарны (“Телец”, “Великолепный IX”, “Посланники ”), но эти изображения и зрительно, и мысленно развиваются, «растут» в разных направлениях, у них нет границ. Виола любит высокую точку зрения, панорамический охват и часто строит пространство горизонталями (они то и могут напомнить Ротко), идущими «из ниоткуда в никуда». Земля у него неуютна, необитаема, невозможна для жизни, деревья мертвы, обуглены, они не знак жизни, а знак смерти. Чаще всего, она погружена в ночь - Франко любит фосфорицирующе - зеленые, фиолетово - синие тона, густокоричневые, положенные ровными гладкими плоскостями. Этот образный мир напоминает антиутопии, вспоминаются постапокалиптические драмы - «Пикник на обочине» Стругацких («Сталкер»), «Дорога» Комака Маккарти (фильм Джона Хиллкоута). И все же есть в этой природе - до человека или после человека - гипнотическая, таинственная, трагическая красота.
Александр Батурин, старенький уже, бродил с палочкой, скамейкой и этюдником: «Сажусь. Пишу. За это время отдохнул и пошел дальше». Франко Виола пользовался для своих пейзажей фотографиями, сделанным со спутника. Батурин считал себя плохим, непоследовательным учеником своих великих наставников, потому что слишком, как он считал, был привязан к природе и внимателен к ее отзвукам в своей душе. Итальянский мастер во многих отношениях технологичен - не только потому, что техника привела его к живописи и была посредником между ним и его картинами, но и потому, что живую материю земли, света, неба, воздуха, да и своего воображения, он, подчас, обуздывает четкой линией, локальным красочым пятном, равновесием картинной плоскости.
Но этих двух мастеров, работавших каждый в своей «системе координат», неожиданно роднит высокий мистический порыв, стремление показать безмерность мироздания. Батурину, наверное, помогала вера, идеи русского космизма, наш современник, увы, мог опереться только на точное знание…

Изабелла Белят



inutero_gallery вне форума   Ответить с цитированием
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо inutero_gallery за это полезное сообщение:
Allena (20.05.2011), bykinist (14.05.2011), Flora (12.05.2011), I-V (11.05.2011), таша (19.05.2011)