Показать сообщение отдельно
Старый 30.04.2011, 12:17 Язык оригинала: Русский       #297
Гуру
 
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,456 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32443
По умолчанию Альтернативная Гончарова

Альтернативная Гончарова
Андрей Сарабьянов удивляется, где британский коллега нашел так много доселе неизвестных работ великой русской авангардистки

Представим себе: в Москве выходит монография о великом английском живописце Уильяме Тернере, написанная известным русским искусствоведом N. В этом монументальном издании опубликованы многие работы художника из самых разных музеев мира. Но книга таит в себе сенсацию: в ней воспроизведено несколько десятков новых работ великого англичанина. Доселе они были неизвестны не только широкой публике, но даже специалистам. Сегодня — благодаря публикации — они стали достоянием общественности, которая, конечно, пришла в восторг от удивительных находок. Ведь большинство из них — а там есть истинные шедевры, раскрывающие новые аспекты творчества великого мастера, — долгие годы хранилось в частных собраниях (большей частью российских) и не фигурировали на многочисленных монографических выставках художника. Часть из этих работ принадлежит Фонду Уильяма Тернера, находящемуся в городе Малый Овсянск и зарегистрированному в Швейцарии. Трудно представить, какое удивление и какую радость вызвал выход книги и у английских искусствоведов, и у простых ценителей творчества Тернера. Можно предположить, какая яростная конкуренция возникла между английскими музеями только за возможность приобрести новооткрытые произведения.
Сенсация! Впрочем, шутки в сторону.
Эта фантазия родилась на примере реального события. В Лондоне вышла в свет монография о замечательной русской художнице Наталии Гончаровой. Написана Энтони Партоном, преподавателем истории искусства университета в Дурхаме. Доктор Партон — известный специалист в области русского авангарда. В 1993 году он выпустил книгу «Михаил Ларионов и русский авангард». И вот — через восемнадцать лет — еще одно монументальное издание.
Читать дальше... 
Книга доктора Партона привлекает своей серьезностью и широтой охвата творчества Гончаровой. Автор ставит перед собой сложную задачу — во всей полноте исследовать наследие художницы, коснуться всех аспектов ее деятельности. Поэтому мы находим в книге разделы, посвященные не только живописи и графике (а они превалируют), но и театру, а также книжной иллюстрации. Подход истинно академический.
Но наше внимание привлек другой аспект книги. Поражает обилие «новых» произведений русской художницы. Все они — а там есть «истинные шедевры», раскрывающие новые аспекты творчества великого мастера, — долгие годы хранились в частных собраниях (не российских! российские нам известны) и не фигурировали на многочисленных монографических выставках художницы. Часть из этих работ принадлежит фонду «Русский авангард», находящемуся в Берлине — Цюрихе и зарегистрированному в Люцерне (Швейцария).
Конечно, в монографию включены и другие живописные произведения Наталии Гончаровой, проверенные временем и не вызывающие никаких вопросов. Воспроизведено 36 картин из Третьяковской галереи (хотя их в собрании музея более 400), 5 из Русского музея (а их там 34), более 30 из музеев России, Европы и США. С этим все ясно.
А вот картины из частных собраний? В книге их насчитывается несколько десятков, но нет никакой информации о самих собраниях (написано просто — private collection), нет ничего и о провенансе картин. Конечно, это не каталог-резоне, для которого такие сведения являются необходимыми, но все же сенсационная публикация никому не известных работ, да еще в таком количестве, требует пояснений.
Самое удивительное, что все эти картины датированы временем до 1915 года, то есть относятся к русскому периоду творчества Гончаровой. Откуда же они появились?
Как известно, Ларионов и Гончарова по приглашению Дягилева уехали из России в Швейцарию в июне 1915 года. Художники не предполагали, что эта поездка превратится в эмиграцию. Поэтому картины Ларионова и Гончаровой остались в России. Они хранились в их мастерской под присмотром Льва Жегина. Существенная часть была в начале 1920-х годов разослана через Музейное бюро в провинциальные российские музеи (вот откуда работы Гончаровой появились в Уфе, Пензе, Омске, Перми и других городах). Некоторое количество работ Жегин сумел разными путями переправить Ларионову в Париж, но в этом случае речь идет о единицах, а не о десятках картин.
Таким образом, вопрос о происхождении интересующих нас работ остается открытым. Каким-то чудесным (или иным?) образом они материализовались за пределами России и стали достоянием книги доктора Партона. Интересно, что процесс материализации иногда документирован. Так, к картине «Борцы» (1910–1911; ил. 124) «приложена»фотография борцов, сделанная в Петербурге в 1910 году (ил. 125). Из этого сравнения следует, что Гончарова почти буквально срисовала двух борцов с фотографии.
По аналогии с известными композициями Гончаровой появились новые городские сцены с извозчиками, зимние пейзажи, религиозные композиции, крестьянские сцены, многочисленные натюрморты.
Возникли картины-двойники (у известного «Раввина с кошкой» из Шотландской национальной галереи в Эдинбурге (ил. 80) — «Раввин с петухом» (ил. 171)) и картины-антонимы (у картины «Велосипедист» из ГРМ — два «Автомобиля» (ил. 185, 220), которые едут, судя по витринам, по той же улице!).
У графики появились живописные аналоги: для вящей убедительности живописный «Аэроплан над городом» (ил. 224) воспроизведен на одном развороте с известным литографским листом «Ангелы и самолеты» из гончаровского цикла «Мистические образы войны».
Примеров еще много, они разнообразны, но перечислять все не имеет смысла. Скажем только, что их роднит нарочитая сделанность, стилизаторство и грубый вкус.
Какой же Гончаровой посвящена книга доктора Партона?
Это уже не Наталия Сергеевна Гончарова, известная нам по музейным коллекциям, выставкам и каталогам (в особенности после публикации полного собрания ее работ, переданного А.К. Томилиной в Третьяковскую галерею). Это Гончарова другая, странная, придуманная. Жаль, что она смогла ввести в заблуждение такого известного специалиста по русскому искусству, как доктор Партон.

Обсуждение на телеканале "Культура"

В благородном семействе хрестоматийных, а значит, очень дорогих музейных художников, случился скандал: в Англии и во Франции в этом году вышли монографии, посвященные творчеству Наталии Гончаровой. И оказалось, что большая часть произведений, которые опубликованы в этих книгах и приписываются знаменитой амазонке русского авангарда, её кисти не принадлежат. В солидных на вид изданиях за работы великой художницы выдаются подделки, со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая рыночные. Об этом 26 апреля эксперты- искусствоведы и представители музейного сообщества объявили на пресс-конференции, тема которой: «Фальсификации в искусстве: российские эксперты защищают творчество Натальи Гончаровой». Рассказывают «Новости культуры». На пресс-конференции представили книги, которые вызвали скандал в российском культурном сообществе. Французское и британское издания о творчестве Наталии Гончаровой — правнучатой племянницы Пушкина, ученицы скульпторов Волнухина и Трубецкого, живописца Коровина. Здесь же - каталоги, по которым предлагается изучать русский авангард современным специалистам за рубежом. «Много лет русский авангард не изучался у нас на родине, в этом смысле западные люди нас опередили. Мы долгое время у них учились. И выход такой книги, как книга Эндрю Партона о Гончаровой — она не просто разочаровала, она, по сути дела, вызвала некую шоковую реакцию», - уверена старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар. Если Эндрю Партон в искусствоведческой среде человек известный, то кто такая француженка Дениз Базету — российские эксперты не знают. Но уверяют: то, что более 60 процентов картин, представленных во французском каталоге, — подделки, можно доказать и без специального химического анализа: Наталия Гончарова никогда не занималась тиражированием своих работ на одну и ту же тему. Еще один интересный момент — в Третьяковку, в собрании которой огромная коллекция картин Гончаровой, авторы не обращались. «Как можно обсудить работу великой русской художницы, если вы не были в Третьяковке — это просто смешно», - считает коллекционер, галерист Джеймс Баттервик (Лондон). «Когда выходят такие издания, когда с нами никто не связывался, не консультировался, не обращался к нам, то одно это даже заставляет задуматься о профессионализме, о качестве того, что издается», - убеждена гендиректор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. Эту акцию российские искусствоведы иначе как массированной атакой на русский авангард и русскую художественную культуру не называют. «Надо как-то на это реагировать, потому что уже давно русское искусство заполонили «фальшаки», особенно русский авангард, но такой акции массированной еще не было«», - говорит искусствовед Андрей Сарабьянов. Государственные структуры уже готовят специальные письма в издательства. Реакция со стороны нашей страны должна последовать незамедлительно. «Мы намерены поддержать и от имени государства обратиться в компетентные органы Франции с тем, чтобы этому вопросу был дан ход и чтобы те люди, которые пытаются ввести в заблуждение общественность, преследовались по закону в уголовном порядке», - утверждает исполняющий обязанности руководителя Росохранкультуры Виктор Петраков. У Росохранкультуры и Третьяковки к авторам монографий множество претензий, в том числе, и нарушение авторских прав. Пока они собирают необходимые документы. Но уже сейчас понимают: доказывать, что картины, приписываемые кисти Гончаровой, — фальшивки, придется не одно десятилетие.
http://www.tvkultura.ru/video.html?id=248588




Последний раз редактировалось Евгений; 30.04.2011 в 12:31.
Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Glasha (30.04.2011), Lina (02.05.2011), Toinen (30.04.2011), Зея (30.04.2011), Ильин (29.09.2011)