КоБрА (CoBrA)
Художественное направление, родившееся в 1948 и распущенное в 1951. Оно возникло как реакция на распри между абстракцией и фигуративом.
Название группы — акроним «Копенгаген — Брюссель — Амстердам» — по названию городов, откуда происходили художники — участники направления: Кристиан Дотремон (Christian Dotremont), Жак Калонн (Jacques Calonne), Жозеф Нуарэ (Joseph Noiret), Асгер Норн (Asger Jorn), Карел Аппель (Karel Appel), Констан (Constant), Корней (Corneille), Пьер Алешински (Pierre Alechinsky), Поль Бюри (Pol Bury), Анри Херуп (Henry Heerup), Эгилл Якобсен (Egill Jacobsen), Карл-Хенниг Педерсен (Carl-Henning Pedersen), Жак Дусе (Jacques Doucet) Жан-Мишель Атлан (Jean-Michel Atlan).
Направление ориентировалось на народное искусство севера Европы, примитивное искусство, детские рисунки, экспрессионизм и сюрреалистический автоматизм. Исторически связанные с сюрреализмом — и, соответственно, с коммунистическим движением — художники группы Кобра порвали с коммунизмом, когда коммунисты решили поддержать социалистический реализм. Нидерландский архитектор Альдо ван Эйк (Aldo vazn Eyck) был основным сценографом главных выставок группы.
Идеологические корни- Враждебное отношение к культурному паризианоцентризму (нетерпимость Андрэ Бретона).
- Отрицание художественного ждановства, которого придерживалась КП Франции; разрыв с журналом «Французская письменность» (Les lettres françaises).
- Упрек в адрес сюрреализма: живопись сюрреализма практически никогда не использовала автоматическое письмо (за исключением Хуана Миро); спонтанность сюрреалистов практически всегда носила интеллектуальный характер, а не физический.
- Оживленная жизнь сюрреализма в Бельгии; множество различных, несогласных друг с другом групп, диссидентство, ссоры...
- Личная роль Кристиана Дотремона и Асгера Йорна, которые стали организаторами направления.
- Интерес к примитивному искусству (искусство викингов, восточная каллиграфия, преисторическому, средневековому искусству), к наивному и народному искусству (рисунки детей, творчество душевнобольных); антиэлитарные настроения: искусством может заниматься каждый человек, а не только «творцы».
- Влияние французского философа Гастона Башеряра: психоанализ и творческое воображение, фундаментальные стихии (земля, вода, огонь).
Характеристики- Свобода и спонтанность; отказ от теоретизирования
- Поиск примитивизма и энергетики
- Отказ от узкой специализации: произведения, созданные несколькими художниками совместно
- Стремление к интернационализации
Главные художники
Дания
Асгер Йорн (Asger Jorn) 3.03.1914-1.05.1973
Хенри Херуп (Henry Heerup) 1907-1993
Карл-Хенниг Педерсен (Carl-Henning Pedersen) 23.09.1913-20.02.2007