Показать сообщение отдельно
Старый 04.04.2011, 22:56 Язык оригинала: Русский      
Местный
 
Аватар для Arthur777
 
Регистрация: 26.02.2010
Сообщений: 159
Спасибо: 939
Поблагодарили 965 раз(а) в 132 сообщениях
Репутация: 1965
По умолчанию Романос Саргсян

ОН ПЫТАЛСЯ ПОСТИЧЬ ТАЙНУ ЖИЗНИ

Наше недалекое художественное прошлое в сознании сегодняшнего поколения отражается чаще всего негативно. В лучшем случае к нему проявляется полное равнодушие или высокомерная снисходительность. Этот огромный пласт нашей культуры может остаться совершенно неосвоенным новым поколением в силу того, что культуру этого времени связывают с идеологическим фактором и его влиянием на искусство, что по существу уже стало конъюнктурным стереотипом. При таком одномерном подходе к прошлому забывается, что у этой эпохи хватало сил на то, чтобы выдвигать из своей среды яркие творческие личности, искусство которых до сих пор поражает своим благородством и высотой мастерства. Они помогали обществу ориентироваться в мире, поддерживали надежду на возрождение и на возможность преодоления сложностей жизни. Личный выбор каждого был очень широк и индивидуально окрашен, при этом не лишен национальной поэтики, национального ощущения пространства и времени. Достаточно сослаться на Мартироса Сарьяна с его восприятием природы как арены бытия Армении. И, наконец, не упоминается о самом главном – о существовании высочайшей профессиональной школы, чистоту которой не только сохранили, но и развили художники, творчество которых сегодня стало уже классикой. Сегодняшнее молодое поколение оказалось беззащитным перед общим упадком культуры, что и повлекло за собой разочарование и духовные блуждания. В такой ситуации место истинного искусства спешит занять масскульт, не способный ни создавать, ни сохранять художественные ценности, благодаря которым наше искусство все еще находится в поле внимания мировой цивилизации. В этом нет преувеличения. Причина этого в том, что школа, созданная усилиями художников предыдущих поколений, еще по инерции продолжает жить. Сейчас речь пойдет об одном из таких художников – Романосе Саркисяне, которого хорошо помнят зрители, его друзья, коллеги и студенты. В силу своего темперамента он никогда не впадал в отчаяние, без оглядки был предан искусству и трудился до последнего вздоха во всю силу своего мощного дара. Эмоциональность и содержание его работ и поступков всегда находились в тесном единстве. Нравственная стойкость этого художника проявлялась во всех областях творчества. Будучи долгое время проректором Художественно-театрального института, обладая каким-то удивительным учительским пафосом, Романос любил всех своих студентов и всех считал талантливыми, но отнюдь не в силу своей наивности. Просто он в каждом видел личность и своего будущего коллегу. Он считал преподавание не менее важным делом, чем творчество. Усвоив великолепную школу в ленинградской Академии художеств, Р. Саркисян внедрял ее главные принципы в свою методику преподавания. Помимо необходимой профессиональной грамотности, требующей упорства и трудолюбия, Романос требовал ни на миг не забывать, что это делается не для школярской тематической пассивности, а с целью схватить живой сгусток чувств. Ведь картина - это не чистое сочетание красок и линий, ее нельзя рассматривать в отрыве от смысла. С уходом таких преподавателей и наставников теряют свое значение и вопросы начальной грамотности, что начинает сказываться на общем уровне академической подготовки. Творчество Романоса Саркисяна всегда стояло особняком, хотя оно никогда не противостояло системе. Художник никогда не становился в позу неприятия официоза, но и не ожидал от государства подачек, не пытался соответствовать какой-либо концепции, не следовал руководящей указке. А если и обращался к актуальным героическим темам, что бывало редко, то делал это совершенно искренне и исключительно по законам эстетики. И при всем этом был совершенно беспомощен в устроении своего благополучия, не защищен перед недоброжелателями и интриганами, которых хватает во все времена. Достаточно упомянуть о том, что этот мастер так и не удостоился персональной выставки, несмотря на высокую оценку его творчества со стороны коллег и ценителей искусства. Вероятно, все, что не было связано с творческим процессом, вызывало у него полное неприятие. Он не мог представить, что в жизни можно заниматься чем-то иным помимо искусства. Среди его произведений нет работ, написанных вполсилы. Он был для этого слишком основательным. Сегодня, по прошествии лет после его смерти, в его образе проступает одна главная черта – его высокий нравственный пафос и убеждение, что любое произведение должно обладать не только художественным достоинством, но и духовной ценностью. Романос Саркисян был уверен, что делает благое дело, ну а выставка ему казалась затеей нескромной и подводящей итоги. Все работы Романоса оставляют ощущение, что они писались с одной целью – преодолеть все преграды, скрывающие суть изображаемого, добраться до главных особенностей объекта с помощью цвета, формы, пластики - словом, сделать изображаемое волнующим и жизнеспособным. Романос Саркисян обладал острым чувством натуры и необыкновенной силой живописного дарования, которое поражало своей меткостью и мощью. В его творчестве господствовал традиционный репертуар – пейзаж, портрет, натюрморт. И в этих жанрах он был классичен, но не догматичен, так как настоящая классика всегда подчинена новизне чувств и идей. Армянский или русский пейзаж он пишет так, что позволяет зрителю погружаться в него самозабвенно, ощущать четкость и прочность внутренних связей, а в итоге зритель испытывает благодарность к природе и бытию. И какой бы банальной ни была натура, художник делает ее уникальной, таинственной и притягательной. В этом и заключается мастерство художника – заставить зрителя посмотреть вокруг своими глазами, одухотворенными и проницательными. И для этого Романосу не нужны ни драматически окрашенные образы, ни динамические действия, ни зашифрованный язык символов и аллегорий. В его работах все крайне естественно и приближено к живой реальности. Но работы Р.Саркисяна – это не простое отражение действительности. Его главная цель и тема – мир не вокруг, а внутри человека и связь каждого с этим миром. Художник наполнял его невидимой для нас энергией, делая ее ощутимой и видимой с помощью своей сильной живописи, бурного движения мазков, подчиненных незыблемому закону гармонии и целостности изображаемого. Красоту и порядок мироздания Романос пытается отыскать, отразить и прославить. Даже самый банальный пейзаж для него - это всегда смена настроений, но настроений, навевающих не грусть и печаль, а полных ожидания чего-то непроясненного, влекущего в грядущее. Простой огород с капустными грядками, летняя дачная веранда с умывальником обретают на его полотнах напряженность и эмоциональность. А старый аштаракский мост поражает активностью живописи. Его каменная кладка зафиксирована с такой достоверностью, с такой мастерской свободой, с таким богатством и интенсивностью тональных оттенков, что, кажется, художник сам проникается силой творческого духа строителей тех великих лет. В отличие от импрессионистов, вдохновлявшихся мгновенными впечатлениями, Р. Саркисян пишет длительный процесс переживания. И получается картина, в которой сжата и сгущена сама действительность и ее емкое обобщение. Натюрморты Романоса разворачиваются на полотнах как выражение восторга художника перед природными формами. Он пишет не просто фрукты, но и свое волнение и краткую порцию счастья от созерцания этой скоротечной красоты. Техническая виртуозность его живописи так высока, что, казалось, ему этого достаточно для успеха. Но художник в каждой работе пытается примирить радость эстетического переживания с волнующим, порой драматическим ожиданием неизвестного. Ярче всего это отражается в его портретах. И для художника неважно, кто сидит перед ним – родной или незнакомый человек – в каждом он видит скрытое, даже скрываемое. Зритель идет за автором и верит ему даже тогда, когда Романос позволяет себе раскрыть свое субъективное отношение к человеку. Это и есть подтверждение того, что Р. Саркисян был истинным художником, который до последнего дня пытался постичь тайну вечно новой в своих проявлениях жизни. Вот отчего неуемность его таланта и жизненной жажды, его смятение перед временем выплеснулись за пределы живописи. Он был незаурядным поэтом, и об этой стороне его дара мало кто знал...

Марина СТЕПАНЯН

____________
2 работы мастера
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: ---------- (1).jpg
Просмотров: 175
Размер:	62.2 Кб
ID:	1201023   Нажмите на изображение для увеличения
Название: ----------.jpg
Просмотров: 165
Размер:	56.2 Кб
ID:	1201033  
__________________
Интересно



Arthur777 вне форума   Ответить с цитированием
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо Arthur777 за это полезное сообщение:
luka77 (05.04.2011), lusyvoronova (05.04.2011), sur (05.04.2011), usynin2 (05.04.2011), Евгений (05.04.2011)