продолжение
По обе стороны от входа в наос изображены апостолы Петр и Павел (портрет палеологовского интеллектуала: высокий лоб, пронзительный прямой взгляд). В священных образах часто воплощались идеалы времени.
Справа от апостола Павла Деисус - изображение Христа и Богоматери с двумя донорами Исааком Комниным и монахиней Меланией.
Вариант неполного Деисуса, в котором представлена Богоматерь — заступница перед Христом. Внизу, по сторонам, изображены две меньшего размера фигуры. Федор Метохит следовал византийской традиции, согласно которой, когда церковь перестраивалась было принято отдавать дань предшествующим основателям путем создания посмертных настенных портретов (Исаак Комнин, третий сын императора Алексея 1 Комнина и Мария Дука, основательницы первой комниновской церкви).
Если раньше венценосцев изображали во фронтальных позах, торжественно предстоящими перед Богоматерью или Христом и одного с ними роста, то здесь мы видим крошечную фигурку коленопреклоненного императора, с мольбой и надеждой взирающего на Спасителя. Идея слабости человека перед небесными силами, даже если этот человек стоит во главе целой империи, — передана здесь исключительно наглядно.
Богородица изображена в иконографии Просительницы, Параклесис.
Эта иконография получила широкое распространение в византийском искусстве XII—XV вв. Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.
Не случайно, что этот вид иконографии Богоматери и венценосцев приобрел особое распространение в канун турецкой опасности. Когда византийскому народу особенно нужно было заступничество Богородицы.
|