Церковь монастыря Хора
Внутренний нартекс
В иконографии внутреннего нартекса большее внимание отдано Богородичному циклу.
Программа мозаики начинается с южного купола внутреннего нартекса.
В зените – Христос Пантократор. Всего в двух куполах нартекса изображено 66 портретов предков Христа.
Фигуры даны в два ряда: верхний ряд – герои от Адама до Иакова, нижний –сыновья Иакова, два сына Иуды и и сын Фареса (старший сын Иуды).
Некоторые из этих фигур имеют свои атрибуты. Так, например, Адам изображен с зеленой веткой (как ветвь жизни – прототип креста Христова) в руке и змеей у ног (как корень зла).
В парусах – евангельские сцены. (Чудо превращения воды в вино, Исцеление кровоточивой жены).
В арках изображены сцены чудес Христа: Исцеление ослабленного, Исцеление слепых.
В северном куполе - Богородица с младенцем. Верхний ряд – иудейские цари (от Давида до Салафиила), нижний ряд – праотцы, не относящиеся строго к генеалогии Христа, но в некоторой степени также считающиеся праотцами (Моисей, Аарон, Мельхиседек).
Северный купол меньше южного, ребер у него тоже меньше. Что говорит о том, что для основателей церкви приоритетным являлась иконографическая программа, нежели архитектурная правильность и симметрия сооружения.
В парусах – сцены, связанные с жизнью Богородицы.
Благовещение у колодца, Упрек Марии Иосифом. Мозаики содержат много деталей – характерная черта палеологовского ренессанса. В то время это больше имело литературный смысл, позже – приобрело литургический.
Так же на стенах и сводах нартекса есть встречаем различные сюжеты из жизни Марии и ее родителей: Благовещение св. Анне, Встреча Иакима и Анны, Рождение Марии,
Ласкание Богородицы Иакимом и Анной.
Первые семь шагов Марии: В этой мозаике интересен элемент вспарушенного плаща служанки. На самом деле это цитата из Парижской псалтыри середины 10 века, где есть миниатюра с изображением молитвы Исайи. Слева от него изображена аллегория ночи с похожей иконографией ткани. Думается, что это совпадение неслучайно, т.к. ученые отмечают ориентацию мастеров, создававших декорацию Хоры на примеры Парижской псалтыри и других миниатюр македонского ренессанса, которые в свою очередь восходят к искусству античности.
Затем идут сюжеты Приведения Марии во храм, сцены из истории Марии и Иосифа.
В люнете над входом в наос, основное пространство храма помещена мозаика
Христос сидящий на троне и донор Феодор Метохит
Расположение мозаики продолжает византийскую традицию изображения донора над входом в центральный неф. Метохит изображается коленопреклоненным, с моделью церкви в руках.
Подобная иконография коленопреклоненного василевса перед Христом есть, наприер, в церкви cв Софии Константинопольской, также помещенная в люнете над входом в центральный неф. Коленопреклоненный Лев VI перед восседающем на троне Христом. Но в том случае мы воспринимали подобную иконографию коленопреклоненного василевса, скорее, как исключение, тогда как в основном они изображались предстоящими со своими дарами перед Христом или Богородицей. В Хоре же, подобный вид иконографии коленопреклоненного донора получает широкое распространение. В данной мозаике совмещаются два вида иконографии: донора, строителя церкви, приносящего свой дар-храм Господу и коленопреклоненного. Это один из многих примеров, который показывает, что мастера Хоры довольно свободно обращались с иконографией, расставляя нужные себе акценты.
|