Показать сообщение отдельно
Старый 16.02.2011, 01:38 Язык оригинала: Русский       #44
Старожил
 
Аватар для DSF
 
Регистрация: 05.07.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 640
Спасибо: 3,711
Поблагодарили 1,572 раз(а) в 300 сообщениях
Репутация: 2835
По умолчанию

Спасибо всем за интересную тему, интересные тексты и комментарии. Читал с большим удовольствием.
Ингарден пишет, конечно, нудновато, но по существу он прав. «..в структуру всякой изображающей картины как бы входит некоторая неизображающая картина ... как ее необходимый компонент и что от ценности этого компонента существенным образом зависит эстетическая ценность всей картины».
Я бы сказал проще. Любая картина – это всего лишь комбинация цветоформ. Именно эта комбинация и определяет эстетическую ценность картины. Художники в силу склада своего характера и внешних обстоятельств при работе с цветоформами склоняются больше либо в сторону формы, либо в сторону цвета. При этом, проще говоря, приоритет цвета «убивает» форму, а приоритет формы «убивает» цвет. Или: максимум формы – минимум цвета, и наоборот, максимум цвета – минимум формы. Именно поэтому Энгр говорил, что форма и цвет – антагонисты. Отклонение в любую из сторон не бесконечно и имеет предел. Для наглядности, приведу пример. «Мона Лиза» пример крайней точки приоритета формы. По цвету – это фактически гризайль, никто не обсуждает колористические достоинства этой картины. Все восторги касаются загадочной улыбки, взгляда, положения рук и т.д., то есть формы. Современники также весьма скептически относились к Леонардо как художнику, поскольку в те времена чаша весов в живописи склонялась явно в сторону цвета и Леонардо выбивался из общего ряда.
«Черный квадрат» - пример крайней точки приоритета цвета. Форма элементарна и «..как бы второстепенна, respective служебна по отношению к цветовым свойствам, и является лишь организующим фактором». Главное здесь – цветовое пятно, цветовая масса без каких-либо помех, поскольку для цвета наиболее выгодным является локальное пятно. Именно плоское локальное пятно оказывает наибольшее воздействие на восприятие.
(Абстрактную картину можно назвать своеобразной «игрушкой гармонии», но как говорил Пушкин: «Ум не может довольствоваться одними игрушками гармонии, воображение требует картин и рассказов». Пикассо это понимал, поэтому уходил от чистой абстракции. Поэтому же век абстракции не будет долог.)
Все пространство живописи лежит между этими крайними точками, как здесь сказали, на «логарифмической линейке». Каждый художник выбирает свое место на этом замкнутом отрезке. В этом отношении художник абстракционист ничем не отличается от художника классициста, аккуратно выписывающего сепией пальчики на ноге Юпитера. У них просто разные приоритеты, но они оба в пространстве живописи. "Так, например, произведения Рембрандта будут прекрасными по-иному, чем картины Рафаэля или Леонардо да Винчи. И почти нельзя сказать, что произведение одного более высокое, чем другого, что, например, автопортрет Рембрандта в феске прекраснее какого-либо портрета Леонардо да Винчи либо его Монны Лизы."
Гармоничное сочетание формы и цвета, на мой взгляд, самая трудная задача для художника. Она под силу только большим талантам. Наш век – век слабых, поэтому нам приходится выбирать, что «убить» - форму или цвет, чтобы облегчить себе жизнь. Большинство выбирает «смерть» формы, это проще, не нужно тратить годы на обучение.



DSF вне форума   Ответить с цитированием
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо DSF за это полезное сообщение:
Art-lover (16.02.2011), fabosch (16.02.2011), fross (19.02.2011), GalARTA (18.02.2011), iside (16.02.2011), Peter (16.02.2011), SAH (17.02.2011), Samvel (18.02.2011), tara-irina (14.02.2014), Евгений (16.02.2011), Кирилл Сызранский (16.02.2011)