Цитата:
Сообщение от Станиславский
Действительно, очень интересная и важная тема. Огромное спасибо за ее открытие.
Я бы здесь хотел коснуться вот какого аспекта. Исповедуемый Романом Ингарденом феноменологический метод в подходе к восприятию абстрактного искусства, безусловно, очень важен и продуктивен. Однако, попробуем посмотреть на этот вопрос с другой стороны – со стороны «метафизики» абстракции. И здесь, разумеется, необходимо обратиться к открытиям в психоанализе. Фрейд постулировал существование в человеке огромной труднопостижимой для изучения сферы – бессознательного. Именно к ней, по моему убеждению, в первую очередь и апеллирует абстрактное (или нефигуративное) искусство. В противоположность искусству фигуративному, которое в первую очередь обращено к нашей сознательной сфере и укоренившимся там представлениям о форме, композиции, структуре пространства и т. п. Наши сознательные установки в некотором смысле мешают более глубокому проникновению в бессознательное послания художника. Абстрактное же искусство снимает все барьеры для такого проникновения и напрямую апеллирует к нашим психологическим глубинам. Вспомним также о широчайшем распространении так называемой проективной психологии, когда использование абстракции служит ключом к глубинным пластам человеческой психики и помогает человеку глубже понять источник тех или иных своих взглядов на мир, действий и поступков. Простейший пример – пятна Роршаха (приложение).
И здесь возникает вопрос: правильно ли применять к оценке абстрактного (нефигуративного) искусства те же критерии, что и к искусству фигуративному, учитывая тот факт, что они обращены к разным сферам человеческого сознания?
|
Мне представляется, что заявленный тезис переводит обсуждение в совершенно другую плоскость. Психоанализ (не к ночи будучи упомянут) всегда подходил к абстракции чисто потребительски. Его (психоанализ, или можем говорить о носителе этого подхода - психоаналитике) абстракция как таковая интересовала лишь как инструмент для проникновения в подсознание, для воздействия на испытуемого с целью получения обратной связи. При этом его (психоаналитика) никак не интересовало, а обладает ли используемая абстракция эстетическими качествами или представляет собой лишь случайно созданное изображение (вот вам, например, пятна Роршаха). То есть если предъявленное изображение вызывало у реципиента определенные ассоциации с какими-то вещами, предметами, образами, очень значимыми именно для него, то такое изображение в глазах психоаналитика является "ценным", выполняющим возложенную на него функцию. Между тем оно может не обладать никакой эстетической ценностью.
В изложенном же
Art-lover'ом материале речь идет как раз об эстетически ценностных изображениях, об их качественном наполнении, универсальном (по крайней мере с некой статистической значимостью) для некоторой группы людей в определенный исторический период и для определенного общества.